воскресенье, 24 января 2016 г.

Ольга Соломатина: "Чем больше читаешь, тем интереснее читать"





Ольга Соломатина, автор книг и учебных программ "Писать легко", "Как победить страх: 12 демонов на пути к счастью, свободе и творчеству, "Ежедневник писателя", "101 совет по работе со СМИ". 21 год работает в Издательском Доме "КоммерсантЪ". В прошлом году организовала компанию, которая помогает выпускать книги - от подготовки рукописи до издания и промотирования. Уже вышли книги: "Ошибки на миллион" Павла Анненкова, "Как превратить посетителя в покупателя" Виктории Ламановой, "Бизнес в стиле Ж" Дмитрия Агарунова, "Зачем ангелам люди?" Марианны Россет, "Москва литературная: 100 адресов, которые необходимо увидеть" Елены Забродиной, "Прикладная романтика" Яны Агаруновой



О влиянии и изменениях

Думаю, В ДЕТСТВЕ чтение было для меня бегством от реальности. Мне не нравились мои одноклассники, было скучно в школе и я завела себе безопасный любопытный мир. В соседнем доме оказалась детская библиотека и мне очень нравилось самой выбирать книги. Я сдружилась со школьной библиотекаршей и читала сотни книг. По ее рекомендации, по случайному выбору. Мне так нравилось, что меня пускали бродить среди полок, к которым других школьников не подпускали.

К тому же, ЕСЛИ ЛЕЖАТЬ ДОМА С КНИГОЙ, ничего плохо случиться не может. И какой родитель упрекнет ребенка в том, что тот много читает? Хотя сейчас я думаю, что родителей должен настораживать любой способ ухода ребенком из настоящего – неважно в игры или в книги.

Наверно, ПЕРВАЯ КНИГА, КОТОРАЯ МЕНЯ ИЗМЕНИЛА – "Как перестать беспокоиться и начать жить" Дейла Карнеги. Он первый помог понять, как много зависит от нас самих, мы виновники и причина происходящего. В юности я любила многие книги Джека Лондона и Теодора Драйзера. Меня и сейчас восхищает воля героев, их готовность идти за своей мечтой. Мне Мартен Иден или сестра Керри гораздо ближе, чем герои литературы XX века. 

Странно. Задумавшись над вопросом о том, ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЧТЕНИЕ СЕЙЧАС, пыталась вспомнить, что полезное я черпаю из книг в настоящем? И такое ощущение, что в последний год я нахожу в книгах скорее развлечение и впечатления, чем учебный или материал для саморазвития. Знания я сейчас черпаю в журналах и лекциях. Я потихоньку набираю материал на историю мировой литературы в картинках. Читаю для этого классику по периодам. Впечатляюсь. Слушаю новую книгу Кинга "11/22/63" и чувствую, какой прекрасно он умеет создавать миры. Хочется так же))



О ритуалах и инструментах 

Я стараюсь ЧИТАТЬ СИСТЕМНО. Например, меня интересует определенный пласт истории чего-либо. Я выбираю по рекомендациях экспертов лучшие книги и погружаюсь в материал. Причем читаю авторов и их автобиографии (если есть), их биографии, про исторический и социальный контекст, на фоне которого явление развивается. Так, у меня складывается собственное представление.

Или другой пример, связан с путешествиями. Перед поездкой я читаю роман о городе, в который еду, или стране. Параллельно читаю или перечитываю главную книгу национального писателя или поэта. Во время поездки читаю об истории страны, ее сказки, о кухне и напитках. Все пробую. Так, возникают трехмерные впечатления. Конечно, я не тешу себя тем, что после коротких поездок мне удается уловить дух, но мне интересно. Например, испанцев я поняла только после того, как детально изучила историю страны, перечитала основные произведения их писателей и поэтов, примерила национальный костюм, научилась немного говорить по-испански и готовить

РАНЬШЕ Я ОБЯЗАТЕЛЬНО дочитывала книгу, если уж начала. Сейчас ни за что, если не нравится. Теперь я всегда подчеркиваю фломастером то, что заинтересовало и вклеиваю закладки. Раньше я так не делала и жаль – любопытно перечитывать свои записи. Так, и легко восстановить в памяти прочитанное и сравнить себя прежнюю с настоящей – иногда меня удивляет, что я подчеркнула такие странные вещи, а на важное внимания тогда не обратила. Возможно, я начну составлять списки прочитанных книг. Они провоцируют читать больше и годы спустя легко найти и вспомнить полезную книгу.



О выжимках и кратких версиях

Я могу читать КРАТКИЕ ВЕРСИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ в хрестоматиях. Но нон-фикшен в кратком изложении не воспринимаю. Мне кажется, каждый видит в такой книге свое и выделяет свою основную мысль. Она может не совпасть с моей. Так зачем же мне слушать Шаляпина в перепеве соседа?



О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Сонеты Вильяма Шекспира. Потому что завораживающе хороши. Однажды я перечитывала всего Шекспира за сутки -  готовилась к экзамену в университете. Меня от него уже тошнило, но все равно, время от времени, я натыкалась на какую-то строчку, невероятно точное сравнение и замирала от прикосновения к совершенству

И, скажем, «Молот ведьм». Чтобы люди отказались от всех религий, прочитав, к какому кошмару могут привести благие намеренья. Или те, кто ими прикрывается. 

А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

Теже сонеты Шекспира, «Анну Каренину» и «Сто лет одиночества» - может быть я хотя бы тогда смогу запомнить как кого звали и кто кому кем приходится

Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

Book the Business - потому что я пишу книгу о том, как писать книги. 
The Elephants Teach - потому что у меня новый курс с февраля – буду читать основы драматургии для писателей и сценаристов. 
«Тайная история» Донны Тартт потому что я слежу за новинками и мировыми бестселлерами. Ну и рукописи авторов, которым я помогаю писать книги – это же моя работа.



О будущем книг и чтения

ВОТ ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО говорить с авторами – было бы волшебно. Хотя, на мой взгляд, книги и есть уникальная возможность залезть в голову Фрейду или Шекспиру, подслушать во что верил Ленин или Толстой. Мне не хватает только времени – хочется читать больше. Но жизнь такая спешная стала.

Я больше всего ЛЮБЛЮ АУДИОФОРМАТлюблю аудиоформат. Если аудиоверсии нет, часто загоняю книгу в pdf-файл и слушаю через специальную программу vBookz. Во время прогулок, в машине, когда бегаю

РЕДКО, НО ИНОГДА очень нравится залечь с бумажной книжечкой под плед и спокойно читать весь вечер и никуда не спешить.



И напоследок

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то я бы задала не один, а целых три вопроса - где взять на все время? Как умерить число моих желаний? Прав ли Густав Лебон относительно души народов?



PS

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Чем больше читаешь, тем интереснее читать. Да и жить тоже