воскресенье, 26 июля 2015 г.

Армен Петросян: "Каждый настоящий любитель чтения, может и хочет написать свою книгу"




Армен Петросян, создатель проекта "Жить интересно!"

О влиянии и изменениях

ЧИТАТЬ НАЧАЛ лет в пять. Научил дедушка. Папа был военным, мы жили в ГДР и до 10 лет я не смотрели телевизор. Во все времена книга для меня была биноклем в который я мог разглядеть желаемое будущее.

МЫ часто переезжали с одного места службы отца на другое. Менялись ландшафты, военные городки, школы, одноклассники. Я нуждался в чём-то постоянном. Это были книги.

ЧИТАЛ я много, поэтому какого-то конкретного героя, которым бы я восхищался, не помню. Мне просто нравилось читать. Это заменяло мне общение.

Лет до 14 это пожалуй три книги. Я.Корчак "Король Матиуш первый"
Н.Носов "Незнайка на Луне" Куц В. П. "Повесть о беге". Сложно сказать какое влияние они оказали. Просто я хорошо запомнил, что из десятков прочитанных книг, они запомнилсь.

В 16 лет прочитал первую книгу Владимира Леви. Потом лет десять выискивал все его книги и журнальные публикации. Книги Леви и телепередачи Симона Соловейчика разожгли интерес к работе над собой.

На первом курсе факультета радиофизики в университете я год читал "Опыты" Монтеня. Купил два тома за 25 рублей! Это было больше половины моей первой стипендии. Пробовал недавно перечитать и не смог. Что меня зацепило тогда в этой книге не пойму. Текст, написанный 400 лет, назад уносил меня в будущее.

После армии первая яркая книга "Как я понимаю философию" Мераба Мамардашвили. Хорошо помню, что прочитал её осенью 1990 года. В то непонятное время, мне стало спокойнее от ясной мысли Мераба. С тех пор он и Александр Пятигорский меня выручали. Гораздо позже появилась возможность смотреть видео с их выступлениями.

Дэвид Аллен “Как привести дела в порядок” и книги Михайи Чиксентмихаий упорядочили моё представление об интересной и успешной жизни.

К стихам я отношусь утилитарно, использую их как средство борьбы с сомнениями и упадком сил. Под рукой всегда книжки стихов Зинаиды Миркиной и томик Пастернака.

КНИГИ ДЛЯ МЕНЯ давно стали расходным материалом для размышлений и действий. Звучит цинично, я знаю, но я предпочитаю быть честным. Любая книга для меня проводник соединяющий меня настоящего со мной желаемым. Если книга непустая, происходит контакт и я нахожу подсказки и нужную информацию.
Я редко читаю для удовольствия. Последнюю такую книгу могу назвать, "Письмовник" Михаила Шишкина. Читал и наслаждался историей, слогом, никуда не спешил.


О ритуалах и инструментах

ЧАЩЕ ВСЕГО перед тем, как начать чтение записываю ожидание от книги, вопросы, на которые хотел бы найти ответы. Может поэтому читаю я очень быстро. Это не скорочтение, а развитый навык находить в тексте нужное тебе. В разные моменты ищешь разное, поэтому многие книги я перечитываю.

САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ для меня - предварительная подготовка к чтению.Минут 20-30 трачу на запись вопросов и ожиданий. Затем минут 20 внимательно изучаю содержание, пролистываю книгу, рассматриваю июлюстрации. После этого большинство книг прочитываю за один-два «подхода».
Прочитал книгу. Записал решения. Внедряй изменения. Чтение, которое не приводит к переменам, для меня бессмысленно.

У МЕНЯ ЕСТЬ СПИСОК КНИГ, которые я хотел бы прочитать. Есть вопросы, на которые я ищу ответы. Есть привычка ежедневно читать. Из этих трёх составляющих собирается моё решение что-нибудь почитать в данный момент.

НЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО места и времени. Раньше я мог забываться и проваливаться в чтение. Приучил себя заранее определять время, которое я могу потратить на чтение или количество страниц, которое я прочитаю до того, как перейду к другим занятиям. Всегда читаю с таймером.

ДЛЯ МЕНЯ никогда чтение не было заполнителем свободного времени. Чтение - это получение необходимых знаний и эмоций. Это активный процесс. Поддерживать его на надежном уровне мне помогает сосредоточенность и погружение в чтение. 

ЛУЧШИЙ СПОСОБ тренировать внимательность - письменно фиксировать впечатления и мысли, которые приходят в процессе чтения. Под рукой у меня всегда блокнот.
Стараюсь упаковывать прочитанное в собственные суждения. Как изменило меня чтение. Не вижу смысла тратить время на занятия, которые не приводят к изменениям. 

МОЙ ОСНОВНОЙ РИТУАЛ - осознанность чтения, понимание что я читаю, зачем и как это повлияет на мою жизнь.


О выжимках и кратких версиях

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ и сама книга для меня разные вещи. Самари я почти не читаю, но не считаю, что они бесполезны. Многие, кто не привык читать книги, через краткие изложения могут заинтересоваться литературой.

Я ЧИТАЮ достаточно быстро, поэтому могу легко просмотреть книгу в поисках необходимое мне информации. 


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Чтобы выбрать три книги для будущих поколений, надо иметь более широкий чем у меня кругозор. Я не знаю, как ответить на Ваш первый вопрос. 

А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

Из тех книг, которые я перечитываю постоянно, я бы выбрал следующие три. Томик стихов Пастернака. Стихи Бродского. Толстенный том с романами Михаила Шишкина.

Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

Сейчас я перечитываю Роберта Пирсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом». Для меня эта книга как тренажёр для отработки ценностей.

В Kindle читаю книгу «Listful thinking: using lists to be more productive, successful and less stressed» Paula Rizzo. Она о важности составления списков и упорядочивания представлений по различным направлениям жизни.

Всегда читаю стихи. Они отвлекают от суеты и настраивают внимание на внутренней мир. Сейчас это стихи Зинаиды Миркиной. Её книжка «Из безмолвия».


О будущем книг и чтения

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ о процессе чтения, то к книгам у меня претензий нет :) Мне не хватает большей цельности и понимания от себя. Учусь чётче формулировать намерения. 

ЛУЧШЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ цели мотивируют действовать. Переходишь от размышлений к делу и лучше осознаешь чего тебе не хватает. Подобный потребительский подход к чтению не убил моего интереса к художественной литературе и поэзии. А по-прежнему её много читаю. 

ДЛЯ ЧТЕНИЯ мне необходимо запрос, тяга, Не могу читать ради чтения или потому что книга модная. Активно учусь формулировать запрос до чтения и смысл прочитанного в виде решений после.

ВСЕ БОЛЬШОЕ читаю электронных книг. Безусловно, их удобнее покупать и хранить. В дальнейшем думаю книга будет всё больше насыщаться мультимедиа и связываться с сетью. Но и бумажные книги никуда не денутся.

ВСЕ КНИГИ, которые мне понравились, которые я планирую перечитывать, стараюсь покупать в бумажном виде.

ДУМАЮ в будущем люди будут предпочитать другие способы получения впечатлений и информации, чем чтение. Уже сейчас больше смотрят телевизор, чем читают. Возможно, книги станут уделом любителей и специалистов.

И напоследок...

ЕСЛИ выбрать один вопрос, на который я хотел бы получить ответ, то он следующий - кто все это придумал?

А ВОТ ЕСЛИ говорить о вопросе, который остался без ответа, то он таков - какую книгу я бы хотел написать? :) Мне кажется, что каждый настоящий любитель чтения, может и хочет написать свою книгу. Эта книга, как беличье колесо. Пишешь её и читаешь, пишешь и читаешь.


PS

МОЙ читательский девиз? Понимание без действия и изменений - ничто!


Комментариев нет:

Отправить комментарий