воскресенье, 27 сентября 2015 г.

Виктория Бехтерева: "Читайте первоисточники, а не толкования"




Виктория Бехтерева, тренер-консультант со стажем более 12 лет, ведущий российский эксперт в области командного майнд - менеджмента, автор тренинга для продвинутых менеджеров "Майнд-менеджмент на iPad". Провела более 700 тренингов и сессий. Реализовала более 150 консалтинговых проектов. Рецензент издательств "Манн, Иванов и Фербер" и "Альпина Паблишер". Автор более 100 статей по бизнес тематике, опубликованных в деловых изданиях.



О влиянии и изменениях

ПО СЛОВАМ РОДИТЕЛЕЙ лет до 7-8 не читала, книги разрисовывала и всячески перевирала. Сама придумывала и фантазировала, делая вид, что читаю вслух. А потом затянуло. В моем случае шанса не начать читать не было. В нашей семье читали все и много. Папа возглавлял даже городское общество книголюбов. У нас не было машины, золота-бриллиантов, зато все стены в квартире были в книжных шкафах и полках. Книги стояли (и стоят) в 2 ряда. Как в такой атмосфере остаться равнодушной к этому увлекательному миру?!

В ШКОЛЕ книги были для меня целым миром. Интересным, увлекательным и волшебным. Я удивлялась, смеялась, плакала, мечтала. Совсем ребенком я зачитывалась сказками и домовенке Кузе, поросенке Плюхе, Старике Хоттабыч. 

ПОЗЖЕ НАСЛАЖДАЛАСЬ языком Тургенева, Гончарова и Бунина. Особняком стоят книги Ефремова (“Таис Афинская”, “ Туманность Андромеды”, “ Час Быка”) и “Мастер и Маргарита” Булгакова.  Женские образы, описанные в книгах Ефремова настолько меня потрясли глубиной и красотой, что иногда мне кажется, я неосознанно их копировала и тянулась.  Книги оказали на меня очень сильное влияние, как на личность. 

ПОСЛЕ ТОГО, КАК В 7м КЛАССЕ с подачи нашей учительницы по мировой художественной культуре прочитала “Таис Афинская” Ивана Ефремова задумалась над ролью женщины. После “Туманности Андромеды” и “Часа Быка” начался поиск своей женственности, появилось понимание целей жизни и как-то серьезнее, что ли стало отношение к жизни.

“Мастер и Маргарита” тоже для меня очень СМЫСЛООБРАЗУЮЩИМ произведением оказалось. Помню, как долго его анализировала и обдумывала.

ОЧЕНЬ ПОТРЯС меня “Тихий Дон” Шолохова, долго переживала и снились кошмары. Я сама из рода донских казаков, поэтому было над чем задуматься.

МНОГО ТЕПЛЫХ ВОСПОМИНАНИЙ о книгах Чарльза Даррела. Читали их всей семьей и много смеялись. Для меня это было про отношение к жизни, умение видеть возможности и радоваться каждому дню. 

ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА В ДЕТСТВЕ СТИХИ: Блок, Есенин даже вдохновили меня на создание своих собственных. Даже написала поэму по мотивам “Анны Онегиной"

Я НЕ РАССМАТРИВАЮ КНИГИ КАК МОТИВАТОР, у меня внутренняя мотивация итак высокая. Книги всегда были для меня учителями (не только дающими новые знания, но и задающими вопросы и показывающими другие миры). Если обобщать, то я люблю книги-биографии и автобиографии интересных людей, которые создали или создают ценность, люблю антиутопии и умную фантастику.

ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ ТАК ЖЕ ЕСТЕСТВЕННО КАК ДЫХАНИЕ, чистка зубов, душ 2 раза в день. Это про мою личную гигиену. Это привычка и образ жизни. Есть у меня с детства такая привычка – развиваться и думать )

Я ВСЕГДА ЧИТАЮ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЫ. Наверное, поэтому так и не полюбила современную прозу (Довлатова, Кундера, Павича), не вижу от них пользы, скучно мне их читать.


О ритуалах и инструментах

НЕТ У МЕНЯ КАКИХ-ТО ОСОБЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ. Просто читаю. Записываю мысли в карты в iThoughts на iPad или в блокнот тематический в  Evernote

НЕТ И РИТУАЛОВ. Книги разложены везде и есть всегда под рукой. Возле кровати, в сумке, на кухне, на рабочих столах дома и в офисе. Читаю в любое время суток, когда есть минутка. Во время чтения делаю закладки, мысли записываю в iPad, после прочтения выписываю цитаты. Раньше делала заметки на полях книг и читала только бумажные, 3 года назад у меня появился iPad, начала составлять карты книг, потом просто выписывал свои мыли и цитаты в карту. Сейчас чаще использую Evernote. Я не читаю книги просто так. Есть вопросы, которые я в данный момент исследую. По каждому из них есть или карта (если пишу статью, книгу, готовлю тренинг или мастер-класс) или блокнот в Evernote (если просто собираю информацию), туда выписываю идеи, мысли, цитаты.


О выжимках и кратких версиях

Я ИХ НЕ ЛЮБЛЮ. Это всегда субъективно. Словно за меня решили, что мне важно. Я считаю, что книги в кратном изложении расслабляют мозг и отучают мыслить, а это плохо, очень.


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

1."Туманность Андромеды" Ефремова. Она о том, что такое быть Человеком, как важно ценить других и каким может быть развитое общество, в котором ценна история, спорт и культура, люди гармонично развиваются и любят мыслить. Язык Ефремов настолько глубокий, красивый и мудрый, что его точно надо изучать и повторять.

2. "Мифы Древней Греции" – лучший учебник для детей. Там все типы людей все типы отношений все возможные сценарии развития событий.

3. "История мира". Некий сборник с древних времен до наших дней. Знать историю важно, чтобы понимать настоящее и ценить будущее. Я считаю историю – базовой наукой в воспитании и обучении. Какой конкретно? Не так важно, но если надо конкретизировать, то скорее всего любую из книг Тойнби.


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

1. Ефремов "Таис Афинская", "Туманность Андромеды" или "Гобийские заметки". Любую из них. Читала много раз и каждый раз получаю большое удовольствие от переписывания. Язык, смысли, глубина, вопросы и ответы. Восхищаюсь Иваном Ефремовым как человеком и профессионалом. Его книги не только приятно читать, но и полезно. Всегда нахожу для себя ценное и интересное.

2. Волков “Волшебник Изумрудного города”, совсем не детская книга, мудрая и полезная для перечитывания взрослым. Интересно и приятно читать, хороший такой срез настоящего и будущего.

3. Макс Фрай. Любую из "Хроник Ехо". Для того, чтобы расслабиться посмеяться и отвлечься лучше не придумать. И вновь хороший язык и важные смыслы. Все, как я люблю, легко и просто о сложном.


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

1. Макс Фрай "Мастер ветров и закатов". Отлично отвлекает и расслабляет. У меня сейчас очень насыщенный период. С января без выходных и отпуска, и в таком жестком ритме надо продержаться до августа. 

2.В Kindle на iPad читаю Ernst Cline "Ready Player One", еще одна антиутопия. На мой взгляд, антиутопии,  дают много вопросов и ответов помогают заметить повседневное и учат ценить жизнь.

3.Там же в Kindle дочитываю Salim Ismail "Exponential organizations". Нашла ее в одном из рейтингов на Амазон, у нее очень хороший рейтинг. Как бизнес-консультанту мне всегда интересны лучшие практики, хоть я в них и не верю. Как говорил мой учитель по проектному управлению Хироши Танака: "Лучших практик не существует. Это то что в определенный момент времени сработало для определенной организации. Но то, что, действительно, помогло организации никто не раскроет". Тем не менее ищу новые идеи для развития и изучения. 


О будущем книг и чтения

БУДУТ, КОНЕЧНО, БОЛЬШЕ ЧИТАТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ. Но я больше люблю бумажные книги, в них есть душа и живая энергия


И напоследок…

ЕСЛИ выбрать один вопрос, на который я хотел бы получить ответ, то он следующий - как появилась Вселенная?

ЕСЛИ говорить о вопросе, который остался без ответа, то он таков - как развить привычку развиваться и начать читать? Или научить  получать удовольствие от чтения детям? Ответ прост, найти то, что нравится, читать хороших авторов и развивающие книги. 


PS

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ - читать первоисточники, а не толкования


Комментариев нет:

Отправить комментарий