воскресенье, 28 января 2018 г.

Первая неделя в Яндекс.Дзен

Неделю осваиваюсь в Яндекс.Дзен. Как со стороны Читателя, так и со стороны Автора. Собственно о Дзене я услышал от жены еще осенью. Однако тода мне показалось, что это площадка для СМИ и прочих медиа игроков разной степени крупности. И вот пару недель назад прочитал на Pressfeed заметку, что Дзен может быть полезен и для обыкновенного автора. Решил поглубже закопаться в тему и посвятить время изучению различных источников. Толковой информации об использовании Дзена мало и потому собирал ее  в разных местах. 





На данный момент для себя уяснил несколько моментов, которыми и поделюсь далее.




Если смотреть на Дзен со стороны обыкновенного читателя, то мне (неожиданно) все понравилось:

- Дзен это не только про котиков и прочий информационный шлак. За неделю мне удалось вполне пристойно настроить (обучить?) приложение и теперь у меня в ленте много интересного. Впрочем, отсекать лишнее продолжаю. Насколько я понял, в этом процессе и есть основа механизма персонализации ленты Дзена

- Рандомизация отдельных публикаций из интересных источников и объединение их в единую ленту - мне это напоминает ощущение от заглядывания в почтовый ящик в ожидании журналов "Юный техник", "Моделист-конструктор" или "Техника молодежи". Только теперь это происходит гораздо быстрее ;)

- У меня были эксперименты с различными ридерами, в том числе и недавнее с Briefing. Однако прижилось сочетание ленты Дзена и отложенное чтение в Pocket. Впрочем, чем дальше, тем все большую часть я прочитываю именно в ленте Дзена.

-  К приложению пока только две претензии. Оно заметно разряжет мой смарт, причем если даже если я его не использую. И да, оно затягивает ;)

А вот если смотреть на Дзен со стороны обыкновенного автора, то тут не все так просто: 

- Описание канала и автора требует доработки. И чем быстрее, тем лучше.

- Интерфейс для публикаций минималистичен, хотя лично для меня это оказалось полезным. Ну, может быть за исключением отсутвия инструментов для работы с фотографией

- Нарратив - очень интересный формат упаковки контента, который заставляет переосмыслить подачу. 

- Ну и самое сложное для моего понимания, хотя по итогам недели экспериментов я уже воспринимаю это скорее позитивно - на данный момент Дзен это не про написание заметок в блог, а про создание контента для канала и его подачу. Когда я пишу заметку в блог, то часто это отредактированный фрирайтинг, публикация остается привязанной к определенной дате, связана с другими публикациями через теги и много других моментов. В Дзене сейчас все иначе - малейшие изменения в уже опубликованной заметке, сразу же перестраивают всю ленту канала. (Обращу внимание на фразу "в данный момент", потому как сервис постоянно развивается и его руководители планируют много изменений)

- Старые публикации повторно не показываются, а сам канал малоизвестного автора вряд ли кто будет специально изучать. Не могу этого утверждать это на 100%, но показатели даже вчерашних публикаций ползут вверх крайне медленно (а чаще просто стоят)  

- Мне кажется, что контент для канала надо создавать по принципу сингла - увидел в ленте, прочитал в рамках одного окна. Причем, я не про кричащие заголовки и привлекательные картинки. Этого как раз не надо. Однако я довольно быстро понял, что заголовок, лид и иллюстрацию надо продумывать. И корректировать по итогам успехов/провалов имеющихся публикаций. Мне часто попадаются публикации, построенные на желании автора куда-то позвать читателя (прочитать предыдущую версию заметки, перейти на сайт для подробного ознакомления). Не знаю работают ли ссылки у авторов, если они не СМИ или какая раскрученная площадка. У меня такой формат не сработал. Если судить по содержанию популярных публикаций на моем канале (сужу по количеству дочитываний и отметок "больше подобного"), то у меня работает именно сингл - интересная история, емкое содержание, в меру иллюстраций и никаких отсылок к прошлым/связанным заметкам

- Дочитывания - весьма отрезвляющая метрика для автора ;) Когда ты можешь в режиме реального времени наблюдать соотношение количества показов, просмотров и дочитываний, то иллюзий больше нет. Не берусь утверждать, что это должно влиять на стиль написания в целом. Но определенно должно влиять на формат публикаций для Дзена

Резюмировать не буду, ибо еще очень мало опыта. Скажу лишь, что в этом году я точно буду вкладывать время и усилия в развитие канала "Чтение для практики" на Дзен. Потому как мне многое показалось достаточно интересным. Хотя есть много зон для роста. Надеюсь, что команда Дзен будет над ними активно работать. Ну а я буду работать над своими зонами роста в областях связанных с созданием качественного контента и его грамотной подачей. 

План такой!

PS: Для примера, приведу несколько старых песен на новый лад (результаты моих экспериментов с форматом Нарратив)


почти автобиографическая история




всегда актуальная подборка книг



вечнозеленая тема о книгах и чтении