понедельник, 14 октября 2013 г.

от Mind-Map к Summap - от генерации идей к структурированию информации и чтению книг


Продолжаем разговор о творческом мышлении. Недавно, я рассказывал об исключительно полезной книге Марка Леви, которая описывает интересный подход к генерации идей и поиску решения проблем, через написание текстов. Речь о фрирайтинге и обзоре книги "Гениальность на заказ"

Еще одной техникой, которой я пользуюсь достаточное активно, не только для генерации креативных идей, а и для поддержки процесса принятия решений и структурирования информации, является техника Mind-Map (далее MM). В данном обзоре речь пойдет о личном опыте постижения и использования технологии построения интеллект-карт.




Технология создания интеллект-карт зародилась гораздо ранее второй половины прошлого века. Однако в том виде, в каком мы ее все знаем, технология появилась, и начала активно набирать популярность, после того как Тони Бьюзен в 1974 году издал свою книгу “Супермышление”. На русском языке эту технику, и ее производные, называют по разному - Интеллект-карта, Ментальная Карта, Карта Памяти, Карта Ума, Карта Идеи и еще много различных вариаций. В своем обзоре я буду использовать англоязычные названия, по необходимости давая их русский перевод.


Мое знакомство с техникой MM началось, конечно же, с книг Тони Бьюзена, среди которых была и книга "Супермышление". Книга погрузила меня в этот чудный и дивный мир - с помощью пересказаза бесчисленного количества историй и разглядывания рукописных карт. До сих пор, когда у меня спрашивают с чего начать постижение технологии построения интеллект-карт, я всегда рекомендую именно эту книгу. Да, у Бьюзена вышли уже и вариации этой книги для бизнес-аудитории, однако для знакомства - первая книга самое то что надо.


По сути книги. Автор книги вводит понятие - радиантное мышление, и знакомит с его основными принципами. А также, дает инструментарий для эффективного использования всего этого в разных сферах жизни. Особо отмечу, что в одном из приложений приводятся “автографы великих умов” - это предшественники интелект-карт от 14 великих умов прошлого.

Развитие и совершенствование навыка построение интеллект-карт проходило уже в активной самостоятельной работе над составлением карт. Мне вообще кажется, что практика, в данном конкретном случае, - гораздо важнее теории. Тем более, что все остальные авторы, о некоторых из них я расскажу далее, опираются на книгу Бьюзена и ...личную практику работы с интеллект-картами :) Я пытался использовать эту технику и для планирования своего дня, и для написания отчетов, и в процессе проведения мозговых штурмов... Делал какие-то находки, заносил их в блокнот и практиковался...


А потом на моем пути встретились две книги, которые суммировали практически все мои находки и дали толчок для дальнейшего развития.


Первая книга, это "Эффект визуализации" (Ideamapping, воригинале) от Джейми Наст. По сути, эта книга суммировала все находки в направлении генерации идей. Автор книги, хорошо изучив метод интеллект-карт, разработала собственную технику - техника картрирования идей. На мой взгляд, книга во многом повторяя то что изложено в книге Бьюзена, делает процесс освоенения материала быстрее и конкретнее.
И еще момент. Фишка книги - большое количество различных аспектов применения техники. Безусловно, многое дано лишь схематично, однако вполне достаточно для того чтобы дальше работать самостоятельно.


Вторая книга, это "Майнд-менеджмент" от Сергея Бехтерева. По сути, эта книга суммировала все мои находки в области структурирования информации. Автор книги сделал упор на разработку технологии повышения эффективности личной и корпоративной деятельности с помощью интеллект-карт, назвав ее майнд-менеджмент. 
Да, опять же есть повторы и отсылы к книге Бьюзена, однако фишка данной книги в другом - в подходе к представлению информации. Все начинается уже с содержания книги, которое выполнено в виде интеллект-карты. Информация каждой главы также сопровождается интелект-картами, при этом текст прекрасно структурирован и максимально нагляден.
Автор много внимания уделяет визуальной составляющей представления информации, подробно разбирая все нюансы, которые будут исключительно полезны и начинающим и постоянно поддерживающим себя в форме, составителям интеллект-карт.
Еще одна фишка книги - хороший обзор опыта автора в работе с программой MindManager. Повторюсь, это не скучное руководство пользователя, а именно описание опыта.
Вообще автор щедро делится своим опытом с читателем на протяжении всей книги.


Опираясь на весь этот багаж и экспериментируя со способами повышения эффективности собственной работы над книгами, я создал еще один подвид техники MM. Подвид под названием Summap. Это содержание книги, плюс краткое изложение основных идей, сформированное в виде интеллект-карты. И с осени 2011 каждый обзор книги, который я делаю, стараюсь дополнить summap.

Позднее, от использования интеллект-карт для картрирования идей и организации информации, я перешел к еще одному аспекту применения этой техники. Уже не в книгах, а в блогах я читал о применении техники MM для некоторых систем повышения личной эффективности и продуктивности. Таких применений достаточно много. Меня же более всего интересовало применение Mind-Map в Agile Results и  GTD. Кратко опишу, пока сильно промежуточные, итоги.

От использования MM в GTD я все-таки отказался - карты получаются слишком массивными, и (что даже более важно) мне было сложно поддерживать их актуальность и периодически делать обзор. Однако ряд моих знакомых активно осваивает именно это направление. Я же, по-прежнему, и со все большим удовольствием и пользой, работаю в Evernote. Замечу, что я активно использую Evernote лишь, выражаясь терминологией GTD, для “выбрасывания всего из головы”, “оценки значимости” и “составления обзора”. А вот дальше, для “составления списка действий” я уже использую комбинацию GTD и Agile Results.

Если про GTD слышали наверное уже все интересующиеся подобными техниками, то Agile Results - относительно новая техника. Она стоит того, чтобы написать о ней отдельный пост. В Интернете есть отдельныестатьи, дающие общее представление об этой технике. А проект Synderesis подготовил русский перевод книги "30 Days Of Getting Results", назвав его "30 дней достижения результатов"
Начав использовать эту технику в конце прошлого года, я сразу же увидел, что она хорошо объединяется с MM и ...в этом году уже полностью перешел на прописание планов на год/квартал/неделю в программе MindManager. Да, карты тоже получаются большие, однако количество итераций тут не столь велико и хаотично как в GTD.




Резюмируя все вышесказанное, скажу - аспектов применения этой замечательной техники очень велико. В этом обзоре я рассказал лишь о некоторых аспектах, которые сам использую достаточно активно. Делать обзоры и summap каждой отдельной книги практически бесполезно. Потому как каждая из этих книг прекрасно структурирована, и читая содержание уже понятно куда идти в случае того или иного вопроса. Потому я сделал общий summap, куда включил краткий обзор основных аспектов применения техники MM, о которых шла речь в данном обзоре.



Приятного, полезного и вдумчивого чтения!

PS : первый вариант этого обзора был опубликован в журнале Жить Интересно

Комментариев нет:

Отправить комментарий