суббота, 23 мая 2015 г.

Юрий Смирнов: "Хорошим читателем я становлюсь только сейчас"


Юрий Смирнов, профессиональный журналист с 30-летним стажем. Провел сотни интервью с ведущими бизнесменами, экономистами, бизнес-консультантами Беларуси и России, десятки исследований зарождающихся технологических, социальных и бизнес-трендов. Разработчик технологии управления личными информационными потоками, бизнес-тренер. Соавтор образовательного проекта "Мастерская самообразования", автор проекта "Идеи из будущего"




О времени и периодах в чтении

ЧИТАТЬ начал в 6 лет, когда родители подарили толстенную книгу сказок и заявили, что читать мне ее не будут – зато я могу прочесть ее сам.

ЛИТЕРАТУРНЫХ героев, которым я хотел бы подражать, у меня не было. Честно говоря, я даже на живых героев никогда не хотел походить. А тем более – на выдуманных литературных (поведение которых я без всякого пиетета всегда активно «режиссировал» в своем воображении). Даже если мой ребенок когда-нибудь захочет походить на меня самого – я сочту это, по меньшей мере, странным. У каждого человека – свой путь, и каждый должен понимать и ценить свою уникальность.

В ДЕТСТВЕ И МОЛОДОСТИ чтение было для меня праздником воображения. Очень любил научную фантастику, фэнтези, научно-популярную литературу о строении Вселенной и микромира. Были периоды увлечения философской, исторической, общественно-политической, эзотерической литературой.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД начал заниматься деловой журналистикой – и времени на многое, в т.ч. на чтение книг, сразу стало меньше. Чтобы это компенсировать, некоторое время вел книжные рубрики в газетах и журналах. И всегда старался при подготовке аналитических обзоров добраться до «первоисточников» – хотя бы по диагонали пробежать глазами книги, глубоко и детально описывающие тот или иной феномен в бизнесе или сфере технологий.

ХОРОШИМ ЧИТАТЕЛЕМ я становлюсь только сейчас. В последние пять-семь лет у меня появились личные проекты, связанные с разработкой методов работы с информацией, с генерацией идей и прогнозированием будущего, с бизнес-образованием. И только личные проекты дали мне мотивацию читать по-настоящему вдумчиво и творчески, чтобы а) не изобретать велосипед и в то же время б) опираться на прочный фундамент сделанного до меня. Если вы обладаете ценным опытом и у вас есть что сказать людям – вы просто обязаны читать хорошие книги и общаться с умными людьми, чтобы не изобрести велосипед и не оторваться от земли.


О влиянии и изменениях

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ – когда я начал превращаться в хорошего читателя :) – на меня огромное влияние оказывает каждая, абсолютно каждая книга, которую я дочитываю до конца. Правда, далеко не каждую книгу я дочитываю :)

Обычно происходит так. Из сносок в других книгах, из рецензий в СМИ, блогах и соцсетях, ко мне приходит информация о том, что данная книга может мне помочь в моих проектах. Я с самого начала полностью открываюсь этой книге, начинаю прямо по ходу чтения менять, корректировать, перестраивать собственные концепции. Если есть возможность – тут же применяю новые подходы на практике. Увы, чаще всего меня вскоре что-то останавливает. Либо недоработки автора, либо понимание, что книга – не первой очереди. Что ее нужно прочесть позже, когда я проделаю определенную исследовательскую работу. Либо – что книга – не моя. Да, я принял ее к сведению, извлек что-то полезное, запомнил новые для себя факты – но ее концепция в целом не продвигает мои проекты. Потому и дочитывать – нет смысла. Таких недочитанных книг у меня большинство – и это, наверное, нормально.
Последняя из дочитанных книг – книга Даниэля Канемана Thinking, fast and slow (ее русскоязычное название "Думай медленно – решай быстро" я б назвал, по меньшей мере, спорным). Книга заставила меня поработать, засучив рукава, чтобы значительно расширить мой метод работы с информацией, дополнив его средствами фильтрации ошибок мышления. Также у меня появилась новая тема тренинга. А в структуре книги, которую я пишу сам – были запланированы новые главы.

КОНЕЧНО, я прочел некоторое количество мотивирующих книг по саморазвитию. Уяснил для себя общие подходы и принципы. После чего сформулировал шутливое «Правило 7 гуру»: чтобы изменить свою жизнь к лучшему, современному человеку достаточно освоить не более семи систем личного развития. Интерес, проявленный к восьмой системе, является бесспорным свидетельством хронического бегства от реальности :)

Повторюсь: невозможно скопировать чужой путь личностного роста. Но есть одна вещь, которая меня действительно вдохновляет и мотивирует. Это честно проделанная и полностью завершенная работа авторов книг прикладного характера, в которой новые идеи и концепции сочетаются с глубоким и детальным практическим разбором их применения. Любимые темы: социальные и бизнес-системы. Как они устроены и работают? Какова их история? Что их ждет в будущем? Не менее интересны книги о природе разума и устройстве человеческого мозга. Также стараюсь брать на вооружение опыт авторов, которые делятся опытом проведения тренингов, презентаций и т.п.


О ритуалах и инструментах

МОЙ самый полезный читательский инструмент - команда "Сохранить заметку" в моем букридере. Читать деловую литературу как беллетристику – не делая пометок, не составляя конспектов книг – считаю делом бесполезным: ведь человеческая память слишком коротка. И хотя большинство моих конспектов – "недописаны" (поскольку книги-первоисточники не были дочитаны до конца), все равно добытый из них ценный материал я перечитываю заново в сжатом виде, анализирую, переосмысливаю, сопоставляю с другими источниками – и так или иначе использую в своих проектах.

ВООБЩЕ, выходя за пределы дома, всегда беру с собой букридер либо смартфон с программой для чтения книг. У меня есть список книг, которые нужно прочесть в первую, вторую, третью очередь. Иногда переключаюсь с книги на книгу, когда чтение идет тяжело и хочется немного иной «интеллектуальной пищи». Для чтения использую любые паузы: поездки в общественном транспорте, стояние в очереди, сидение в приемных и т.п. – и делаю заметки, заметки, заметки – которые обрабатываю на компьютере, вернувшись домой. Другого времени (кроме отпускного) у меня для чтения, увы, просто нет. Все остальное время – пишу тексты, для заработка или своих проектов, либо посвящаю семье, близким друзьям.


О выжимках и кратких версиях

МОЕ отношение к книгам в кратком изложении – сугубо позитивное. Это прекрасный и очень практичный формат – конечно, когда составитель конспекта не халтурит, а делает адекватную выжимку идей, концепций и практических советов автора книги.

Ни один конспект не заменит первоисточник. Ведь первоисточник в любом случае раскрывает тему глубже, детальнее, убедительнее. Но хороший конспект, как минимум, облегчает выбор потенциального читателя при покупке книги. 

Подборка хороших конспектов по определенной теме может помочь быстро проанализировать определенную проблему, явление. Конспекты книг под рукой – лучший способ быстро освежить в памяти прочитанное (но я советую не только собирать чужие конспекты, но и составлять свои).

И самое главное. Предполагаю, что развитие сервисов типа getAbstract и Smart Reading – это шаг к созданию семантической паутины идей и концепций в мире книг. Я ее в свое время назвал эйдосферой , по ассоциации с платоновским миром идей. Я уверен: со временем появится сервис или сеть сервисов, которые позволят пользователям передвигаться между основными идеями книг, как сейчас читатели "Википедии" передвигаются между ее статьями. Пользователи "Эйдосферы" смогут в несколько кликов узнать, как эволюционаровала та или иная идея от книги к книге, что к ней добавили разные авторы – и кого из них действительно стоит прочесть, чтобы глубже вникнуть в тему. А, прочтя краткий эйдос (описание главных идей) очередной книжной новинки, читатель сделает вывод: сказал ли автор новое слово в теме и поможет ли покупка этой книги в решении его, читателя, проблем.


О списках субъективных 

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Учебник по психологии, учебник по астрономии, учебник по материаловедению. Три всеобъемлющих и качественных учебника. Тем, кто будет возрождать культуру, понадобятся не прописные моральные истины или описания героев навсегда ушедших эпох – а понимание природы человека, его места во Вселенной и практические советы по преобразованию природы.

Следующий вопрос связан с предыдущим, однако угол зрения – другой. Какие три книги вы бы взяли с собой в будущее, при условии, что читать сможете только эти три книги?

Я знаю только одну книгу, которую можно перечитывать бесконечно – Библию.


О будущем книг и чтения

ДОЛЯ электронных книг постепенно растет – и будет расти. Постольку, поскольку структурированные знания (книжные каталоги, конспекты книг, тематические подборки цитат, ментальные карты по мотивам книг и т.п.), накапливаемые в течение жизни – это большая ценность. А структурировать знания гораздо проще и эффективнее в электронном формате. К тому же электронную базу знаний легко переносить с одного носителя на другой. С нею легко организовать коллективную удаленную работу.

При этом средства для чтения электронных книг со временем станут гораздо совершеннее. Сейчас встроенная поисковая система букридера может разве что помочь в поиске нужной книги или фрагмента. В будущем в букридерах, смартфонах и других устройствах появятся встроенные поисковые системы класса data mining ("добычи данных»), которые смогут, например, извлекать из библиотеки различные варианты решения той или иной задачи в разные эпохи и в разных обстоятельствах.

Уже в ближайшее время можно было бы сблизить кинестетику чтения электронных и бумажных книг. Как показывают эксперименты психологов, люди лучше запоминают информацию из бумажных книг, потому что связывают ее со своими ощущениями. Например, с толщиной стопки еще непрочитанных страниц. Но подобные "вспомогательные" кинестетические и визуальные эффекты можно воспроизвести и на букридере. Например, сравнительное количество оставшихся листов может отражаться визуально с правой стороны экрана в виде обреза страниц книги, толщина которого уменьшается по мере чтения. Также чем ближе к концу книги – тем легче будет "перелистывать" электронные страницы – и тем слабее вибрация устройства в момент перелистывания.

Лично я еще ценю бумажную книгу за две вещи: а) ее легко перелистывать и находить нужную страницу б) в ней можно заложить двумя пальцами две разные части книги – и мгновенно перемещаться между ними туда-обратно.

Листание страниц в букридерах сейчас крайне несовершенно: очень легко проскочить нужную страницу, приходится по многу раз скользить пальцем по счетчику страниц влево-вправо. Но почему бы не сделать процесс листания нелинейным? Когда ваш палец движется по счетчику страниц быстро – они перелистываются сотнями. Палец чуть замедляется – страницы перелистываются десятками. Замедляется еще чуть-чуть – перелистывание становится постраничным, а при дальнейшем замедлении – на страницу в секунду.

Также создание и доступ к закладкам сегодня в электронных книгах крайне неудобны и требуют целой цепочки действий. Было бы гораздо лучше, если бы появилась возможность держать поверх текста книги пару-тройку полупрозрачных меток-закладок, чтобы мгновенно переключаться между ними.

Хотя доля бумажных книг будет сокращаться – они очень долго не исчезнут совсем как книгоиздательский продукт. Во всем мире сегодня увеличивается количество участников движения "Медленной жизни" (Slow Life), в т.ч. – сторонников "медленного чтения". Неторопливого, вдумчивого, комфортного чтения, сопровождаемого личными ритуалами и особой атмосферой уединения. Я уверен, что, по крайней мере, в этом веке ценители смогут без труда найти в бумажном формате шедевры художественной литературы, деловые бестселлеры, справочную, энциклопедическую литературу и т.д. Возможно, правда, отдельные издания будут нести "на борту" собственную поисковую систему, встроенную в обложку

Также разработчикам мобильных приложений я бы подбросил идею программы для создания конспектов из бумажных книг. Пользователь наводит камеру смартфона на нужную страницу, на экране смартфона выделяет пальцем нужную цитату – а приложение сохраняет в конспект не только цитату, но и (в скрытом виде) страницу целиком. Так вы сможете, при необходимости, уточнить общий контекст, из которого была "вырвана" та или иная цитата в вашем конспекте.

ЧТО КАСАЕТСЯ НОВЫХ ФОРМАТОВ, то в дополнение к бумажным, электронным и аудиокнигам вряд ли появится что-то принципиально новое. Либо это будут уже не книги. К примеру, пару лет назад начались эксперименты с нейроинтерфейсами "мозг-мозг". 

Рано или поздно появятся технологии непосредственного восприятия чужого опыта через нейроинтерфейс. Но это будет уже совсем не чтение как метод восприятия информации и образов через набор символов с максимальной мобилизацией собственного опыта, логического мышления и воображения.


И напоследок...

ЕСЛИ выбрать один вопрос, на который я хотел бы получить ответ, то он таков: Что было до Большого Взрыва? Хитрый такой вопрос: с его помощью мы узнаем и Создателя Вселенной, и его мотивы, и смысл человеческой жизни :)


PS:

ЧИТАТЕЛЬСКОГО девиза у меня нет. Но если бы пришлось общаться с компанией книгочеев, в которой принято иметь девизы – я бы придумал такой: «Стань соавтором прочитанного!» Хороший читатель продолжает работу со смыслами, прерванную писателем, когда тот ставил последнюю точку. Для читателя это единственный способ сопоставить написанное со своим уникальным опытом – и применить в своей жизни.

4 комментария:

  1. Ответы
    1. Рад, что Вам понравилось!

      Обращу внимание, что в рубрике "Человек из книг" есть еще пара публикаций : http://bit.ly/1DPNiED. И да, продолжение следует ;)

      Удалить
  2. Благодарю. То, что Вы делаете значимо для меня, жаль только что я пока нахожусь в первобытно общинном строе, и невсегда могу разобраться куда бежать и за что хвататься. Вот тут то, как вектор Ваши рецензии, отзывы, рекомендации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рад, что мои заметки столь полезны для Вас!

      Удалить