понедельник, 22 сентября 2014 г.

Ретроспективный взгляд на будущее работы






В жизни каждого из нас были книги, прочтение которых меняло если не все, то очень многое. Возможно, изменения были глобальны, а может это был всего лишь первый шаг. Мне всегда интересно смотреть на этот процесс в ретроспективе - как выстраивается цепочка книг, которые оказывают влияние в разные моменты времени на разные области жизни -  работа, семья, отношения, образ мыслей…




Не могу вспомнить точно, когда именно я начал задумываться о том, зачем я работаю. Однако точно помню, что много идей для размышлений и вдохновения для действий я черпал в книгах Чарльза Хэнди. В своих книгах он размышляет о настоящем и будущем бизнеса и работы. Причем размышления эти построены в формате личной истории. А история эта весьма богата на события - родился и вырос в семье приходского священника в ирландской глубинке, учился в Оксфорде и MIT, работал в Shell, есть опыт промышленного экономиста, профессора Лондонской школы бизнеса и председателя королевского общества искусства поощрения искусств...

Особо выделю книги "Я и другие более важные дела" и "Слон и блоха". В его книгах нет призывов и манифестов. А есть размышления о собственном жизненном опыте и дельные советы в виде вопросов, ответы на которые вы будет искать самостоятельно.
Ну а самое большое влияние на меня оказала его модель колесо обучения, которую я сейчас преобразовываю в спираль самообразования

Если изменение является, как я утверждаю, синонимом слова "обучение", тогда теория обучения будет и теорией изменения. Те, кто постоянно обучается, умеют использовать для продвижения вперед волны изменений, видят мир полным возможностей, а не разрушений. Они из тех, кто скорее всего не только уцелеет, но использует во благо себе времена перемен. Они энтузиасты и архитекторы новых путей, форм и идей. Если вы хотите измениться – учитесь, или, точнее, если вы хотите контролировать свои изменения, учитесь как можно серьезней



Если книги Чарльза Хэнди подтолкнули меня к размышлениям о портфельной карьере, то книга Дэниеля Пинка помогла определиться с тем, в каком направлении действовать. Его книга "Нация свободных агентов" – представляет собой манифест пути, который проходит между работой по найму и предпринимательской деятельностью. И этот путь - путь свободного агента – далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Да, зарплата и бонусы не утрачивают своего назначения. Однако работа должна быть не только источником дохода, а еще и наполнять наши жизни смыслом. Наша работа не должна сводится к самопожертвованию, а должна создавать возможности для самовыражения.

Упорный труд ради награды в будущем нередко приносит пользу, но работа должна иметь ценность сам по себе. Поскольку ни одна должность не вечна, всегда есть другие варианты. От того, что делаешь, вполне можно получать удовольствие. Делай хорошо ту работу, которая позволяет по-настоящему выразить себя. Используй свою свободу для того, чтобы взять на себя ответственность за работу. Сам решай, что такое успех. И если ты не получаешь удовольствия, хотя бы время от времени, значит, ты делаешь что-то не то



Книга Линды Граттон "Будущее работы" попала ко мне в тот период, когда начал задумываться о будущем своей работы. Как и Хэнди, Граттон предлагает поразмыслить. Однако она не погружает в размышления о собственном опыте, а дает инструментарий для наблюдения за текущей ситуацией и предсказания будущего. Слово "предсказание" я употребил не случайно, потому как суть инструмента сводится к следующему:

- На первом этапе выявляются факторы, которые хотя и влияют на нашу работу уже сейчас, однако основное влияние на формирование нашей трудовой деятельности они окажут в ближайшие десятилетия. В книге рассматривается 32 фактора, которые входят в состав 5 движущих сил. От этих факторов я и отталкивался в своих размышлениях.

- Затем рассматриваем эти факторы через призму своей рабочей (да и не только рабочей) ситуации, удаляем ненужные и добавляем недостающие, а в какие-то углубляемся и изучаем детально

- А в завершении, и это самый творческий момент, создаем образ будущего своей работы, в формате картины одного дня из жизни человека, проживающего этот день в 2025 году под воздействием выделенных нами факторов. Самое сложное – найти именно тот узор, который будет нести для вас определенный смысл и соответствовать вашим ожиданиям относительно картины вашего будущего. Книга содержит множество примеров таких картин, написанных как для предопределенного будущего, так и для будущего которое мы создаем сами.

Мне необходимо было сформировать свою концепцию того, как будет выглядеть трудовая деятельность в будущем, и она должна быть очень содержательной и профессиональной, чтобы дополнить уже имеющиеся неопределенные взгляды на этот вопрос. Я поняла, что многое из того рабочего уклада, который на протяжении последних 20 лет мы воспринимали как должное — а именно работа с 9 утра до 5 вечера, принадлежность к определенной организации, возможность провести время с семьей, выходные, работа с хорошо знакомыми нам людьми, — все это скоро исчезнет. То, что придет на смену этому укладу, еще слишком неопределенно


Безусловно, это далеко не все книги, которые повлияли на мои карьерные зигзаги. Нашел ли я в них ответы на свои вопросы? Скорее, в этих книгах я нашел подтверждения некоторым своим соображениям и подвел концептуальную конструкцию под собственные хаотичные действия.

А какие книги оказали влияние на ваши взаимоотношения с работой?

Комментариев нет:

Отправить комментарий