воскресенье, 22 марта 2015 г.

Антон Шириков: "Просто беру и читаю, когда есть время"



Журналист, переводчик, политолог. Работал главным редактором Slon.ru, занимался выпуском деловой литературы в издательствах "Эксмо" и "Манн, Иванов и Фербер". Сейчас - руководитель отдела мнений РБК и сооснователь проекта Идеономика, посвященного саморазвитию, успеху и новым идеям о бизнесе. Также работал в McKinsey, ИД "Эксперт", преподавал право и политические науки. Автор книги о политике в российских регионах в 1990-е и 2000-е годы.


Три периода в чтении


#

Активно и помногу читать я начал, наверное, лет с шести. Как правило, чтение было, разумеется, развлечением, уже впоследствии - познавательным. Впрочем, во многие моменты жизни книжки заменяли и практическое освоение мира - кто-то узнает действительность, сидя на лавочке, а кто-то из чтения толстых романов. Про героев уже помню не слишком твердо, но в основном это была приключенческая классика - граф Монте-Кристо, Шерлок Холмс и Ко. 


#

Понятно, что в разные периоды жизни на меня оказывали внимание разные книги. Честно говоря, трудно выбрать за всю жизнь. В какой-то момент, например, "Маятник Фуко" Умберто Эко, которая меня заставила по-другому смотреть на исторический процесс и на манипуляции с ним. Когда-то, совсем в юности, книжки Лема - хотя что именно из них я почерпнул, сейчас вряд ли сформулирую. Наверное, готовность применять к жизненным ситуациям какие-нибудь абсурдные фантазии.


#

Если не считать производственной необходимости, то сейчас чтение делиться на две большие категории. Первая - развлечения и эскапизм, а вторая - расширение горизонтов. Мотивируют ли меня книги? Вот это вряд ли. Мотивируют скорее заметки и колонки, прочитанные в интернете. А книжки, скажем так, наполняют сознание некой массой, без которой оно плохо функционирует. Главные два типа книжек, которые я сейчас читаю - фантастика и нонфикшн (в основном история, бизнес, технологии).


О ритуалах и инструментах

Мой процесс чтения довольно прост - беру и читаю, когда есть время. Как правило, я стараюсь читать в моменты, когда поменьше отвлекающих факторов, но это не всегда возможно.

Есть искушение сказать, что хочется читать еще быстрее, чтобы успевать прочесть больше. Но это было бы ошибкой, потому что мозг не резиновый, и больше в него все равно не поместится. Есть другая идея: я бы хотел читать книги без помощи рук - например, в гаджете типа Google Glass. Это многое бы изменило. 


О выжимках и кратких версиях

По-моему, у этих форматов только одно осмысленное предназначение - если тебе влом читать, а надо похвастаться (или отчитаться по работе, как бывает в некоторых компаниях), что читал. А в остальном это вещь совершенно бессмысленная и пустая. 


О субъективном списке книг

# Вот представь, что произойдет обнуление культурного наследия и вся история Книг начнется вновь. Какие три книги имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений?

Никакие. Пусть история начинается заново) Пусть будущие поколения сами пишут свои книги.

# А какие три книги ты бы взял с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

Опять-таки, видимо, никакие - я уже довольно давно прошел этап, когда я перечитывал книги. А если бы я попал в будущее, то однозначно читал бы книги, написанные в будущем - история их прошлого и нашего будущего.

# Три книги, которые находятся в твоем круге чтения сегодня?

В моем списке чтения сейчас книг сто, и это еще скромная оценка - исходя из того, что какие-то книги со временем отсеются.


Будущее книг и чтения

Книги в будущем конечно же будут электронными! Думаю, еще лет 100 книга проживет более-менее в нынешнем виде (но уже в электронной форме). Возможно, будут меняться форматы - например, станет опять популярна подписная сериальная модель, когда книга выходит небольшими порциями раз в неделю или раз в месяц; или, скажем, будет больше мини-книг по модели Kindle Singles. Но не уверен. Может быть, расклад в обозримом будет примерно такой же, как сейчас. 

Подходы к чтению, думаю, тоже не сильно изменятся, пока книга будет существовать в привычном нам виде. Наверняка люди будут экспериментировать с новыми технологиями типа скорочтения, новыми моделями вроде ограниченной интерактивности в книгах, но думаю, что это в основном будут эксперименты, а не массовые перемены. А вот лет через 80-100 или более книги, фильмы и все прочее сменятся реально интерактивными виртуальными переживаниями, которые передаются непосредственно в мозг или, для начала, на органы чувств.


Напоследок

Если выбрать один вопрос, на который я хотел бы получить ответ, то он таков: как загрузить свое сознание в интернет и жить там вечно?


В голове крутится вопрос, который ты не задал - а нужно ли вообще читать книги? Впрочем, ответа на этот вопрос у меня нет.


PS
Мой читательский девиз? Никогда не думал об этом)


Комментариев нет:

Отправить комментарий