пятница, 26 июня 2015 г.

Консалтинг. Кода


Чуть более 10 лет назад, в моей жизни был период, когда я мечтал о работе в консалтинговом бизнесе. И был очень рад, когда мне вдруг представилась такая возможность. Причем, в крупной консалтинговой компании. Однако, как потом оказалось, это был период расцвета, подъема и ...упадка моего интереса не только к работе в крупных компаниях, но и начало процесса трансформации моего отношения к работе в консалтинге.

Ну а тогда мой выбор этого направления деятельности, и конкретной компании, был сознательным, хотя и несколько авантюрным. Драйв деятельности, и особенно ее внешняя составляющая, были весьма привлекательны. Как и расширение круга общения. Этот период, сейчас могу сказать точнее - мои заблуждения на этом этапе моей деятельности, очень хорошо описывает цитата Джеральда Вайнберга, автора замечательной книги "Закон малинового варенья":

Вы когда-нибудь мечтали стать консультантом? Ездить в интересные места за счет клиентов? Давать блестящие рекомендации руководителям, которые жаждут панацеи и последуют вашим советам незамедлительно и без лишних вопросов? Загребать огромные гонорары при минимуме усилий?

Среди тех из нас, кто хочет избежать несчастной участи в этой жизни, второе место после желания сделать свой ресторан, занимают фантазии о том, чтобы стать консультантом. Так что, прежде чем углубиться в секреты консалтинга, нам нужно ознакомиться с Самым большим секретом: 

Консультирование — это не так просто, как кажется!


Да, книга Вайнберга богата на интересные мысли. С некоторыми споришь, с некоторыми соглашаешься, а во многих неожиданно видишь себя и это не всегда вызывает улыбку. Безусловно, книга будет полезна всем, кто осмеливается просить совета и кто берет на себя смелость давать советы… В процессе ее прочтения и проработки, я внес множество изменений в свои подходы работы с клиентом и в свои установки в отношении консалтинговой деятельности.




Прекрасная и исключительно полезная книга. Да вот прочитал я ее только в прошлом году, когда мой подход к процессу работы прошел период турбулентности в условиях полной неопределенности, и находится сейчас в фазе постоянно развития. И я очень благодарен людям и книгам, которые делами и идеями помогли мне в этом процессе. 

О некоторых книгах (безусловно, далеко не о всех)  я уже писал в заметке "Ретроспективный взгляд на будущее работы". А вот если сказать о людях (безусловно, далеко не о всех), то особо выделю наши очные и заочные беседы с Еленой Маркушиной и Мариной Вишняковой. Беседы эти дали мне не только много пищи для размышлений (например, беседа о пути к консалтинговому бизнесу и о пути в консалтинге, об интерим менеджменте и об осторожности при знакомстве с различными теориями, об управлении изменениями и о старте своего бизнеса в кризис), а еще и определили направление моих дальнейших экспериментов в области подходов к работе с клиентом в бизнесе построенном на умении дать совет и поддержать его действием, ориентированным на результат.

Однако, продолжу о консалтинге. Помимо внешнего пафоса, была еще одна особенность консалтингового бизнеса, которая привлекала меня более всего. Особенно поначалу. Правда, по мере моего погружения в специфику консалтингового бизнеса [как в рамках работы в крупной компании, так и в начальный период своей самостоятельной деятельности в качестве консультанта] эта особенность вызывала все больше и больше вопросов. 

Речь о продукте, который предлагался клиенту.

Я сейчас не говорю о теоретических концепциях и алгоритмах, бизнес-кейсах и ИТ-платформах, лучших практиках и проектном опыте - все эти продукты интеллектуальной деятельности и опыта есть исключительно полезный инструментарий. Я сейчас о том, что окружало весь этот инструментарий и могло бы давать мне [и большинству моих коллег] право рекомендовать весь этот арсенал для решения проблем и задач моих собеседников. Речь об управленческой зрелости и компетентности, о разделении ответственности за результат и личном опыте реализации [решимости действовать].

Очень хорошо об этом сказал один мой коллега, когда мы с ним обсуждали особенности нашего решения для ритейла [это был период, когда торговые сети росли, как грибы после дождя и потому решения для ритейла были весьма востребованы] : "Вадим, у нас такое количество людей, которые знают многое о бизнесе в области ритейла, так почему бы нам самим не запустить такой бизнес?" И да, вот ведь в этом весь вопрос и состоит...

Повторюсь. Продукты интеллектуальной деятельности и проектного опыта я считаю исключительно полезными. Да и сам продолжаю работать над изучением интересных находок и внедрением их в практику. Важно только уметь избавить их от налета наукообразия, напыщенности и волшебно-таблеткововсти. И обязательно предварительно надо уметь выстроить канал доверия, чтобы клиент с вниманием относился и к опыту, и к сути предложения консультанта.

В завершение заметки, несколько больших цитат из книг, авторы которых критически исследуют теоретические и практические аспекты теорий менеджмента, практику деятельности консультантов по управлению, а также заблуждения, “благодаря” которым так сложно понять причины высоких результатов в бизнесе.



"Простите, я разрушил вашу компанию" от Карен Фелан 

...когда я была молодым консультантом, я разработала много моделей, процессов и программ, и все они были направлены на изъятие вариабельности из задач, эмоций  из решений и здравого смысла  из менеджмента. Короче говоря, я пыталась убрать человеческую составляющую из управления компанией. Я была не одинока. За последние 20 лет методы управления разрослись и укоренились в качестве передовых корпоративных методов повышения эффективности, стандартизации навыков и оптимизации показателей…

Гуру менеджмента и консалтинговые фирмы заставляют нас верить, что бизнес логичен, а компаниями управляют, руководствуясь цифрами, и что их модели и теории предоставят пошаговую инструкцию «Как добиться успеха». Компании стараются внедрить эти модели или принимать решения, опираясь на числовые показатели, и никогда не добиваются ожидаемого успеха потому, что на самом деле бизнес не рационален. Человеческий капитал  не часть бизнеса. Если убрать человеческий капитал, никакого бизнеса не останется, только куча офисов и оборудования, которое само ничего не производит. Бизнес  это люди, нелогичные, эмоциональные, непредсказуемые, творческие, одаренные странными способностями и порой гениальные, люди, которые не действуют в соответствии с теориями

"Мифы о менеджменте", от Мэтью Стюарта 

...в бизнесе гуру самым странным является не его сомнительное содержание, а его невероятные размеры. Разумно было бы предположить, что рынок советов о том, как управлять многомиллиардным конгломератом [впрочем, как и любым другим бизнесом], сопоставим, скажем c рынком внутреннего дизайна корпоративных самолетов. Учитывая, что большинство людей, дающих советы, никогда не управляли большим бизнесом сами и вполне удовлетворены тем, что кормят своих читателей банальными истинами, можно было бы предполагать, что этот рынок еще меньше. Но на самом деле, как выясняется, рассказывать людям о том, как нужно [или как не нужно] вести их бизнес, является большим бизнесом само по себе. Это равносильно тому, что группа безработных дизайнеров салонов корпоративных самолетов обрела бы толпу последователей среди множества пользователей минифургонов. Перебирая книги на полке с советами по менеджменту, я не мог не задаться невежливым вопросом: как так много книг могут так хорошо продаваться?

"Эффект ореола", от Фила Розенцвейга 

...на самом же деле, несмотря на все секреты и формулы и на всех самоназванных титанов мысли, успех в бизнесе все так же эфемерен. А может, учитывая все более глобальной характер конкуренции и все более быстрые темпы технологических изменений, он более эфемерен, чем когда-либо. Потому то нас так манят обещания прорывов, раскрытие секретов и быстрых решений. Отчаянные обстоятельства толкают на поиски чудодейственных средств. Спрос рождает предложение. А предложение встречает готовый спрос. 

И дело вовсе не в заговоре, лености или жадности. Дело в том, что наше мышление о бизнесе находится под влиянием целого ряда иллюзий. Которые не сильно мешают нам в понимании того ЧТО ведет к высоким результатам. Однако сильно влияют на то, ПОЧЕМУ так сложно понять причины высоких результатов.

PS: Да, заметка завершена, однако к теме консалтинга и продуктов интеллектуальной деятельности я еще обязательно вернусь!


2 комментария:

  1. Вадим, когда будет продолжение про консалтинг? =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, продолжение в процессе реализации, рефлексии и поиска новых вопросов. Начальные точки этого процесса я обозначил на www.sales4business.ru. Однако материала стало больше и скоро последует продолжение

      Удалить