суббота, 27 февраля 2016 г.

Кухня писателя, пилотный эпизод: Ольга Соломатина


Ольга Соломатина пишет не первую книгу о том, как писать хорошо и интересно. И в рамках рубрики "Кухня писателя" она расскажет интересные истории из опыта писательства и поделиться главами из книги о том, как писать нон-фикшн. Лично мне кажется, что истории Ольги о процессе написания новой книги представляют интерес не меньший, чем сама книга - ведь именно через них можно увидеть зачем и как она пишет, поддерживая творческое напряжение на высоком уровне каждый день






Как настоящий автор я пишу этот текст в последний момент – вечером накануне дедлайна. И, конечно, как у каждого профессионального автора у меня есть весомая отговорка. Информации так много что я неделю размышляла никак не могла решить вопрос о чем именно вам рассказать в первой публикации. Озадачилась еще и потому, что пилотный эпизод рубрики необходимо было начать с истории. Хм.. Истории? Давайте попробуем.

Я верю, что книги сами нас выбирают. Моя предыдущая выросла из статьи для проекта "Жить интересно". Я написала о кризисе среднего возраста, страхе обнаружить себя настоящего и представить другим. Неожиданно статья стала невероятно популярной. Моему редактору в "Манн, Иванов и Фербер" стало очевидно – интерес есть, надо писать книгу. Так появились «демоны», как я их называю, - книга "Как победить страх: 12 демонов на пути к счастью, свободе и творчеству". Они и о кризисе, и о способах найти себя через творчество, преодоление страхов писать, лепить, снимать – пробовать себя в новом.

У книги, которую я пишу сейчас истории нет. Вместо истории – понимание, что пора. И надо, и даже хочу местами. Писать нон-фикшен, конечно, совсем другое занятие, нежели художественную литературу. Однако и тут не обходится без ощущения, что тема тебя выбрала, заняла собой все пространство и ходишь с переполненной головой идей или смыслов. Мечтаешь, когда же они перекочуют в электронные файлы, а лучше сразу под броскую обложку и на полку магазина. Не знаешь с чего начать.

Если мою голову соединить с компьютером, работа над книгой пошла бы гораздо быстрее, точно подметила участница одной из книжных групп, которые я веду. Мы встречаемся и обсуждаем, что кого происходит, чтобы получить от меня рекомендации и правки, чтобы затем разойтись по своим рабочим графикам и писать у кого как выходит.

Выбор темы для моей новой книги вполне закономерный. Я 21 год работаю в издательском доме "Коммерсантъ". Шесть лет веду курсы "Писать легко" и больше тысячи человек убедились, что не сразу, но писать можно без мук ада. Я написала пять книг, еще десяти авторам помогла придумать, написать и издать их рукописи. О чем же еще, как не о превращении мечты в бумажный том с вашим именем на обложке, мне писать?

Поскольку моя книга учебная - о том, как написать, издать и успешно продавать книгу, обратите внимание на предыдущий абзац. Он пригодится вам, когда придет время писать о себе для раздела "введение" или "предисловие" и справку об авторе. В нашей культуре рассказывать о себе, собственных наработках и достижениях считается нескромным, заносчивым. Однако, каждому, а уж тем более писателям, приходится рассказывать другим о себе. В таких случаях я использую удобноую форму – ответы на вопрос «почему я делают именно то, что делаю?». Когда придет ваше время писать предисловие, можете построить его ответом на вопрос "почему я написал эту книгу?". Он даст возможность изящно упомянуть про образование, профессиональный опыт, вехи в карьере, а при желании – заявить о гражданской позиции или социальной значимости темы вашего сочинения. Обойтись при этом без доклада "о высоких надоях" и хвастовства.

Теперь вернемся в моим метаниям о теме первой публикации куска из новой книги. С чего все же начать? Рассказать вам о методах сбора информации? Или о поиске сюжета? Темных временах, когда муза и надежда оставляют автора? А может быть, лучше поговорим о наиболее распространенных причинах "не писать"? Начнем с рассказа о письменных практиках, методе "случайных ассоциаций", которые упрощают работу писателя?

Нет, совершенно невозможно выбрать. Хочется рассказать сразу все. И тогда я решаюсь закрыть глаза, наугад ткнуть мышкой на экране компьютера в случайно попавшийся пункт плана. Пусть все решит слепой случай. Включаю таймер программы "Помадоро". Ровно через 40 минут, когда прозвенит будильник, я закончу кусок текста – первый отрывок из моей книги для вас.


Ps: читайте главу из новой книги Ольги Соломатиной о том, как написать нон-фикшен


Продолжение следует...






Комментариев нет:

Отправить комментарий