среда, 12 апреля 2017 г.

О собеседованиях, презентациях и подготовке








Недавно прочитал в Inc Russia заметку о тенденции к замене интервьюирования при собеседованиях, на выполнение рабочих заданий. Идея была для меня далеко не нова, ибо я уже более 10 лет применяю близкий подход при формировании отделов продаж. Однако теперь у меня появилась возможность сослаться на авторитетное мнение и успешные примеры реализации данного подхода. Например, приводить вот такую цитату


"[подход] работает, потому как обе стороны имеют возможность оценить друг друга. Кандидаты на места в отделе пользовательской поддержки работают напрямую с пользователями. Инженеры пишут реальные коды. Дизайнеры рисуют дизайны. Это дает кандидатам возможность получить представление о работе. Многие отваливаются добровольно на ранних этапах, сберегая всем массу времени"



Шутки шутками, но у подобного подхода есть свои подводные камни. Проведя подробное телефонное интервью, а потом 
 и беседу в офисе, в завершение прошу кандидата подготовить и провести продающую встречу. Никогда не понимал эффективность продаж ручек или снега на собеседовании, и потому всегда прошу кандидата продать продукт/услугу будущего работодателя. При этом я не делаю упор на погружение в специфику продукта/услуги. Мне лишь важно понять, как кандидат работает с новой для себя информацией, как он ее доносит до потенциального клиента и как он готовиться к проведению встречи.

И вот тут появляется первый подводный камень данного подхода - нежелание/неумение кандидата готовиться к продающей встрече. Ведь даже если кандидат на этой стадии не сходит с дистанции, продолжив поиски коротких путей к работе своей мечты, а уверенно продолжает свой путь к сотрудничеству, то очень редко задает вопросы по предмету и столь же редко обращается к лучшим практикам в в процессе подготовки.

И если незнание предметики не так критично на данном этапе, то отсутствие или наличие структуры, интересной истории и продающей подачи материала очень четко говорит о процессе их подготовки. Намерено опускаю "слайды", потому как они нужны далеко не всегда. При этом, как мне кажется, использование структуры продающей встречи может стать процессом довольно универсальным. Один раз выстроив этапы этого процесса, затем его можно применять в широком диапазоне ситуаций - при обсуждении крупных покупок со своей второй половинкой, при переговорах с клиентами или ...в последующих собеседованиях с работодателями.

Если говорить о личном опыте, то в процессе подготовки всегда делаю слайды. Хотя не всегда в keynote. Чаще я просто открываю цифровой молескин и пишу/рисую, ограничиваясь 10 страницами блокнота. Слова и образы помогают сфокусировать мысль вокруг одной идеи на каждом "слайде", а также продумать вступление (подводку) и завершение (переход к действию)

Однако прежде чем перейти к слайдам, я использую аналоговое планирование и большое количество черновиков. А помогает мне в этом подход, который я постепенно выработал отталкиваясь от метода "Чертог славы" из книги "Рисовый штурм" Майкла Микалко









приема фрирайтинга "Проведи беседу на бумаге" из книги "Гениальность на заказ" Марка Леви








и технике "Фила" Виталия Колесника








Подход прост. Озадачившись вопросом я "провожу встречи" с интересными мне экспертами по тому или иному вопросу и "веду беседы" на бумаге. По итогам отбираю ряд инструментов и выстраиваю из них последовательность действий для получения ответа на вопрос. При этом я не создаю процесс, а лишь дополняю данными инструментами процесс существующий.

Такой подход позволяет мне постоянно обновлять содержание каждого этапа моего процесса, открывая новые инструменты или "вспоминая" забытые детали используемых инструментов. Подход превращает процесс подготовки в интересное приключение, которое легко начать и прожить какое-то время находясь в поле поиска ответа на вопрос


И еще один момент, который возвращает к теме собеседований. Такой подход позволяет кандидату правильно выбирать вопросы, на которые хочется искать ответы выполняя рабочие задания от потенциального работодателя. На мой взгляд, это еще один довод в пользу такого подхода - ведь в процессе поисках ответов кандидату становится понятно зачем ему эта работа и чем именно кандидат и работодатель могут быть полезны друг другу

Главное выбрать правильный вопрос ;)


Комментариев нет:

Отправить комментарий