суббота, 28 мая 2016 г.

Кухня писателя, эпизод 06: Почему книга лучше любого другого инструмента маркетинга







Я решила, что это будет моя последняя книга...




Да, я смалодушничала и решила, что написанных и вот этой последней книг более, чем достаточно для одного человека. Было слишком много другой – неписательской работы: медиатренинги для первых лиц корпораций, приложения к газете «Коммерсантъ», редактура чужих книг, вебинары, конкурс «Литературный марафон». Я устала, выдохнулась, пропустила через себя такой количество откровенно плохих текстов, что поверила – книги никому особо не нужны. Так какого черта я трачу на них столько времени и сил? Сбор информации, ее обработку, безрадостный стук по клавиатуре, договоренности, договоренности, встречи. И снова ничего не успеваю, и всем должна.


Чего уж. Такие моменты бывают у каждого автора. Даже самые уравновешенные мужчины на определенных этапах работы над рукописью устраивают мне истерики. И тогда я как опытный товарищ успокаиваю, рассказываю, что желание все бросить нормально, уговариваю передохнуть и продолжать. Но у меня-то нет редактора.


Началось все с того, что издательство «Манн, Иванов и Фербер» пригласит меня судить работы конкурса «Литературный марафон». Я читала всех и заняло это много времени. Иногда придерживала веки руками, чтобы не засыпать, иногда хохотала в голос. Кстати, смеялась чаще, чем зевала и на меня косились домашние, которые быстро отказались слушать кусочки, которые я норовила зачитывать вслух. Я едва не потонула в сотнях брунгильд, гномов, выпитой водки и лучиках солнца на ее щечках. Собрала увесистый файл с перлами, который, конечно, никому не покажу. Но хранить буду. На тот случай, если талантливый автор начнет мучиться в припадке рефлексии. Потому что сомневаются, я еще раз убедилась в этом во время конкурса, только способные.

Решительно отказываюсь понимать, почему множество людей считают, что описание их попоек, похмелья, подробное меню завтраков, обедов и ужинов героев никак не структурированное, без намека на развитие сюжета, можно называть конкурсной работой. А если автор запутается и ему лень придумывать или обосновывать разрешение им же самим запутанного действа, то тут часто идут по легкому пути. Знаете, такой примем «бог из коробки»? Это когда появляется высшая сила и наводит порядок с драконами, мамой, принцессой, несправедливым начальником и остальными. Или силы природы проделывают за автора подобную же работу. Основная и частая ошибка, кстати.

И это печально потому что книг и учебных программ сейчас огромное количество.

В общем, чтобы не ворчать, вспомню просто слова Марка Твена. Он возмущался, что начинающие авторы не желают учиться, пишут, что придет в голову и тут же жаждут славы и гонораров. Вот ученик башмачника, писал Твен, он приходит и первый год копирует работу мастера, довольствуется едой и кровом. Только на второй год ученик уже может сшить ботинок сам, если получится. А если хочется стать врачом или адвокатом? Ведь учатся и пять, и восемь лет, да еще и большие деньги платят за свое обучение. Так почему же авторы считают, что им не нужно учиться? Что некий призрачный талант напишет за них великие книги.


Потом мы со Светланой Басаргиной проводили вебинар «Как превратить книгу в бестселлер». Его посмотрело больше тысячи авторов. Знаете, какой у них был самый популярный вопрос? Где найти читателей. Мы отвечали, а вопрос писали в чате снова и снова. Я оторопела. Вот вы как считаете, где искать? Ответьте на вопрос, прежде, чем читать дальше.

Нет, не на специализированных порталах – это братские могилки, которые посещают только сами авторы. Мало написать хорошую книгу. Мало отпечатать ее в типографии или выпустить в электронной версии на самиздатовских платформах. Если у вас нет армии преданных читателей, покупать ее не станут. Так что – где будем искать читателей? Можно конечно, дарить свои книги с огромной выгодой - читайте об этом в новой главе (ссылка на которую есть в самом конце моего отчета), но это другая история - о том, как заработать на книге, не продав ни одного экземпляра. А где же водятся преданные читатели? 

Выступлю капитаном очевидность. Читателей стоит искать там, где они привыкли бывать сами: в социальных сетях, прессе, конференциях – дополните список сами. Все до банального просто. Подумайте, кто ваша целевая аудитория. Узнайте где она бывает и рассказывайте там о себе что-то полезное и интересное. Не хвастайтесь надоями, а делитесь ценным. Боюсь, это как в долгих отношениях – невозможно только требовать внимания и подарки даже, если вы желанная красотка. Придется вкладываться в отношения, прилагать усилия, договариваться, если хочется чтобы любовь случилась надолго.


Это была краткая и эмоциональная версия ответов на вопрос «где взять читателей». Практическая и подробная – у меня на сайте в статье «Ответы на вопросы участников вебинара «Как превратить книгу в бестселлер».


В общем, вебинар тоже добавил нежелания писать дальше. Читателей-то найти сложно. Значит, зачем вообще прилагать усилия? И сравнив гонорары от книг с доходами из других источников, я дала зарок – книга о том, как писать нон-фикшен последняя. С меня хватит. Я хороший организатор, подбадривала я себя, буду редактировать книги других авторов, учить топ-менеджеров общаться с прессой, а в свободное время читать в свое удовольствие и собирать пазлы. В то же время я ежедневно писала, радуясь, что еще пара месяцев и забуду о сочинительстве. И даже в одни выходные вообще не открывала компьютер. Купила секатор, срезала с клумб тюльпаны, бездельничала, с наслаждением гладила рубашки.


На третий день я придумала прописи по каллиграфии. И успела быстренько утвердить проект как-то, в общем, незаметно для самой себя. Нашла экспертов, уже работаем. А потом позвонил другой издатель и поинтересовался, а что это у тебя за идея книжки про эмиграцию? Ну-ка-ну-ка... Что уже можно прочесть? Любопытно… И вот четыре истории уже готовы. Я даже успела переписать их с рассказа от первого лица перевела в третье лицо повествования. Утром поймала себя на размышлениях о героине детективного романа, который волнами сочинаняю третий год. Бывает явное желание и подспудное. Часто они вступают друг с другом в конфликт и только после кризиса герой понимает, что же ему нужно на самом деле. Нужно об этом подумать, записала я в дневнике.


В общем, осталось дописать теперь уже четыре книги и можно навсегда распрощаться с трудом писателя. Вот оно – проклятие творческого начала.


PS: Прочитать и скачать краткую версию главы "Почему книга лучше любого другого инструмента маркетинга"


Комментариев нет:

Отправить комментарий