вторник, 27 декабря 2016 г.

Ирина Гусинская: "Читай, а то проиграешь!"








Ирина Гусинская, заместитель главного редактора издательства "Альпина Паблишер"

•       Окончила МГУ Печати по специальности "Издательское дело и редактирование".

•       13+ лет в книгоиздании.
•       140 собственноручно отредактированных книг.
•       250+ книг вела как ответственный редактор.
•       колумнист Harvard Business Review.

В свободное от работы время продолжает читать, а также любит готовить, есть и путешествовать (40+ стран). 


Начинающий серфер.



О влиянии и изменениях

КОГДА Я НАЧАЛА ЧИТАТЬ, знает, очевидно, только моя мама, а она отказалась назвать мне точную дату. Но к моменту, когда я пошла в школу, я читала уже бегло, - по скорости чтению была первой все начальные классы (а потом ее перестали измерять).

ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ - целая Вселенная, важнейший метод познания мира и одновременно способ уйти от него. И уже 13 лет - основа моей работы. Не сотворяю себе кумиров. Мне симпатичны такие персонажи как, например, Малоссен из книг Дэниэля Пеннака, или Мойст фон Липвиг из Плоскомирья Терри Пратчетта, но у меня никогда не было схемы принятия решений "как бы на моем месте поступил такой-то персонаж". Зато критерий "ты читаешь то же, что и я, значит ты мой друг" меня не подводит. А людей, которые не без гордости заявляют, что, как окончили учиться, читать перестали, потому что жизнь - лучшая книга, стараюсь обходить стороной.

ВОПРОС О КНИГАХ, оказавших наибольшее влияние, - это самый страшный вопрос, который можно задать активно читающему человеку. Он погрузил меня в многодневные размышления. Пару раз я зависала в книжном шкафу, в давно заброшенном ЖЖ и даже в рукописных дневниках школьных времен. Отвечу честно: не могу сказать. Не могу вычленить конкретные произведения, даже отдельных авторов с трудом. Чтение в моей жизни всегда играло слишком большую роль, чтобы вот так взять и назвать Главные Книги.

Я ВСЕГДА ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАЛА: в доме было много книг, когда мне перестало их хватать я шла в книжный или в библиотеку. Зато я помню отдельные моменты, связанные с чтением. Я помню, как в один дождливый летний день прочла "Всадника без головы", завернувшись в плед в углу дивана. Я помню как вместо подготовки к промежутному экзамену по алгебре несколько ночей подряд читала "Хроники Амбера". Я помню, как в весьма нежном возрасте прятала от мамы "Твин Пикс", который мне дал почитать старший брат. Я помню, как, поехав в одиночестве в отпуск, сидела на балконе номера, пила белое сухое и читала рассказы Кинга – и как страшно было потом выключать свет. Я помню, как взахлеб перечитывала Достоевского после первого курса, когда ездила на работу в приемную комиссию к 7 утра на противоположный конец города и как много прочла в то лето философии. Я помню книги издательства "Радуга" из серии "Выбери себе приключение" (вполне себе современные интерактивные), за которыми мы с мамой ездили на Сивцев вражек. Я помню книгу Джерома К. Джерома, в которой у меня вместо закладки лежала обертка от шоколадки, от чего она вкусно пахла. Я помню длиннющие списки чтения на лето не только в школе, но и в университете (у меня были отличные преподаватели что по современной русской, что по зарубежной литературе), которым я всегда очень радовалась и в которых методично ставила галочки. Я помню сайт Макса Немцова, где он выкладывал свои переводы таких прекрасных авторов, как Кристофер Мур или Томас Пинчон. Я помню серию Ex Libris "Симпозиума". К каждой книжной выставке я готовила список книг по издательствам и потом, совершенно счастливая, волокла домой все эти богатства. 

МОИМИ КУМИРАМИ всегда были издатели, а вовсе не литературные герои. Судьба моя, кажется, сразу была предрешена.

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ с течением времени не изменилась. Просто его стало больше, - и нехудожественная литература потеснила художественную. Каждую неделю на редсовете мы рассматриваем 15-20 книг, соответственно, чтобы их отобрать, надо прочесть гораздо больше.


О ритуалах и инструментах

ОСНОВНОЙ МОЙ ИНСТРУМЕНТ - редакторское чтение, которому меня обучили еще в университете (Московский государственнй университет печати имени Ивана Федорова, уже трагически переименован) и который я с тех пор неустанно оттачиваю. Помогает быстро выхватывать самую суть и при этом оценивать книгу системно. Иногда профдеформация мешает отложить его в сторону и при чтении для удовольствия.

Я МОГУ ЧИТАТЬ при любых обстоятельствах. Чтение успокаивает, отвлекает и сподвигает на свершения. Если мне нужно проанализировать сложную для меня книгу, я постараюсь отвести на эту задачу утро - просто потому, что утром мозг еще не перегружен информацией.

ЗАПИСИ О ПРОЧИТАННЫХ по работе книгах делаю в электронных заметках на планшете, они синхронизируются с гуглом, так что, сколько бы я устройств ни поменяла, архив моих мнений о прочитанном всегда со мной.

С ЛИТЕРАТУРОЙ ДЛЯ удовольствия сложнее. Я все собираюсь вести читательский дневник, но никак не соберусь. Пока сохраняю фотографии прочитанных страниц, временами выкладываю их в ФБ и инстаграм.

ДА, ПО РАБОТЕ я читаю с экрана - компьютера или планшета. Для души - покупаю бумажные книги или читаю с "киндла".


О выжимках и кратких версиях

Я САМА ДЕЛАЛА такой проект несколько лет назад и до сих пор считаю саммари очень эффективным инструментом: это прекрасный способ донести до вечно спешащего человека знания в предельно сжатой и удобной форме – те знания, которые иначе он мог бы никогда не получить. Жизнь коротка, обидно тратить ее на чтение малоценных книг, а чтобы выбрать ценное в океане изданного, нужны опыт и экспертные знания. Понятно, что это относится к нехудожественной литературе. Также очевидно, что есть масса ограничений: плохо подготовленное саммари может отвратить от хорошей книги, составитель неизбежно вкладывает частичку своего мировоззрения, невозможно отбирать важное, ценное и полезное из книги объективно. 

В ЦЕЛОМ КНИГИ в кратком изложении – хорошо и полезно. Даже художественные произведения в хрестоматии имеют право на существование – при условии, что человек не читает только их. А использует хрестоматию как каталог или чтобы вспомнить давно прочитанное. А в идеальной Вселенной я, конечно, за то, чтобы все читали полные тексты. И дочитывали до конца всех "Улиссов".


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Объясняя, почему я отобрала именно эти книги, в процессе упомяну еще пару десятков. Так что давайте так, ультимативно:

"Knowledge", которую мы выпустим в следующем году.

"Все о муми-троллях" Туве Янссон.

"Атлант расправил плечи" Айн Рэнд.


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?

Какой ужасный вопрос! Хороших книг так много, что я не могу себя ограничивать и перечитывать уже прочтенное… Я бы взяла книгу на неизвестном мне языке, словарь и чистую тетрадь. Будет чем себя занять первое время.


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

Я читаю книгу о гастрономическом туризме, свеженаписанную Мариной Мироновой. Точнее, я ее выпускаю, но она так прекрасна, что я не могу перестать ее перечитывать. //ВБ: Книга уже вышла и хорошо продается//

Также очень медленно читаю "Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь". Обе эти книги потому, что влияние гастрономии на мир занимает меня настолько, что я поступила в специализированную магистратуру. 

Ну и еще почти полсотни книг ждут меня на полке в “Букмейте”. Да и к следующему редакционному совету надо подготовиться. //ВБ: беседа проходила в сентябре//


О будущем книг и чтения

У МЕНЯ БОГАТОЕ воображение, так что мне в современных книгах всего хватает :) 

Я БЫЛА В ИНИЦИАТИВНОЙ группе, когда мы в "Альпине" пытались делать интерактивные книги, и за ними, конечно, будущее. При этом я отнюдь не считаю, что бымажные книги умрут. Просто для некоторых жанров синкретическая интерактивная форма подходит гораздо больше. Отрицать, что люди стали меньше читать, бессмысленно. Так же очевидно, что они все больше времени проводят со своими смартфонами, планшетами и носимыми устройствами. Так вот в моем понимании логичный путь развития как минимум нехудожественных книг - превращение их в сочетание текста, форматирование которого можно настроить под себя, аудиосопровождения (если глаза устали, такие гибридные книги давно делает "Альпина Диджитал"), а также с видеовставками (живой автор) + собственно интерактив + трехмерные модели, тесты, всевозможные задания с обратной связью. Все это ради того чтобы читатель эффективнее усвоил информацию. Лучшее от elearning с его instructional design, mooc с эффектом присутствия, app с интерактивностью и бумажных книг с их продуманной концепцией.

ДУМАЮ, ЧТО БУМАЖНЫЕ книги будут дорогими и коллекционными, а массово люди будут читать электронку.


И напоследок...

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотел бы получить ответ, то… Ох, я лучше не буду. С такой завязки обычно начинаются приключения героини, а мне пока своих хватает :)

Кроме того, у Вселенной отличное чувство юмора, так что в ответ на самый серьезный вопрос она наверняка выдаст шутку, смысл которой поймет хорошо если мой внук :)


PS

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? До сего момента девиза у меня не было, но, по некотором размышлении, я придумала такой, безусловно, очень оригинальный: "Читай, а то проиграешь!"

Главное, чтоб теперь не пришлось на фамильном гербе его использовать ;)




Комментариев нет:

Отправить комментарий