четверг, 1 декабря 2016 г.

Павел Безручко: "Главное, чтобы книга заслуживала прочтения"







Павел Безручко, управляющий партнер "ЭКОПСИ Консалтинг". Консультант в области HR и организационного развития.

Автор концепций:

Управленческий масштаб
Практики регулярного менеджмента 
Развитие управленческих команд по методу GAIN

Автор книги - бестселлера "Без воды. Как писать предложения и отчеты для первых лиц"


Автор статей в газете "Ведомости", журнале "Harvard Business Review Россия" и в других деловых изданиях.


Любит и умеет читать.




О влиянии и изменениях

ЧИТАТЬ НАЧАЛ рано, примерно лет в 5.

ГОВОРЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ в чтении, мне проще мыслить от настоящего в прошлое. 

СЕЙЧАС ЧТЕНИЕ это либо удовольствие, либо польза. Иногда - вместе, иногда - по отдельности. Норма - примерно 6 проф. книг в месяц.  

Максимальное удовольствие я получаю от двух вещей. Во - первых, от искусства слова и смысла (например, читая Достоевского, Чехова, Пушкина, Бродского, Моэма, Маркеса и др. мастеров слова). И от расширения моей реальности (картины мира). Второе - все таки больше не про художественные, а про некоторые книги деловой и научной литературы  - Джекс, Тафте, Ялом, Майерс и др. 

Отдельно стоит фантастика -  хорошая штука для чистки, обнуления регистров. Способ отвлечься на время от  привычной реальности. Но не более. 

В ЮНОШЕСКОМ возрасте чтение было одним из способов  самоопределения и самолечения от подростковых неврозов. Читал много классиков зарубежной психологии, а так же эзотерику. В основном - ксерокопии, позднее - книги. 

ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ В ДЕТСТВЕ мне привила учительница английского (я занимался языком частным  образом с 6 до 12 лет). У нее была отличная, редкая по тем временам библиотека, и я брал оттуда, и читал все подряд (и по - русски, и по-английски), а значительная часть уроков была посвящена обсуждению прочитанного. Она меня спрашивала на английском о том, что я думаю по поводу прочитанного (ни разу ни один из учителей в школе не задавал этого вопроса так, чтобы я поверил, что мой ответ всерьез интересен). А она слушала, улыбалась или хмурилась, иногда спорила со мной. Ей было со мной всерьез интересно. Я вообще ей очень многим обязан.

РЕДКО ИСПЫТЫВАЮ ЛЮБОВЬ к героям  когда читаю (любовь в моем случае для живых людей). Есть те герои, характер которых мне интересно понять. И те, кто малоинтересен. Есть те, кого я уважаю, и те, кого - нет. Умные, глубокие, сильные характеры - привлекают. Им хочется сопереживать. Глупые и слабые - нет.  Знак "герой - злодей" при этом для меня вторичен.

В ДЕТСТВЕ МНЕ БЫЛ СИМПАТИЧЕН Урфин Джюс (отрицательный персонаж из сказок Волкова об изумрудном городе). Архетип мастера, одиночки использовавшего свой шанс, не побоявшегося бросить вызов обществу. И дорого за это заплативший. Чуть позднее - некоторые герои Джека Лондона. Меня привлекала их повышенная "дееспособность". Нравились ученые, изобретатели, путешественники. Те, кто смогли сделать что-то новое, значимое. Смогли оставить свой след.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ о книгах, которые оказали на меня наибольшее влияние, то…

Эволюция разума-Рэй Курцвел. Не рычите на собаку-Кэтрин Прайор. Социальная психология-Дэвид Майерс. Реквизитная организация-Эллиотт Джекс. Управление фирмой-Дэвид Майстер. Прыгни выше головы-Маршал Годсмит. Продавая незримое-Гарри Беквитт.  Черный лебедь-Насим Талеб. Структура в кулаке и Стратегическое сафари-Генри Минцберг. Сила воли-МакГонигал. Принцип пирамиды Минто-Барбара Минто, Открывая организации будущего - Фредерик Лалу, Думай медленно решай быстро - Даниэл Канеман, Королев мифы и факты - Ярослав Голованов.  

... могу еще долго перечислять

НУ А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ о книгах мотивирующих меня к свершениям, то прежде всего те книги, которые я пока не могу написать (на том уровне, как автор). Меня очень мотивирует такая конкуренция.  Например, Вильям Похлебкин совершенно гениально писал о еде. Я так понятно, и одновременно "вкусно" писать о своем предмете пока не умею. А Эдвард Тафте - "бог" в теме визуализации. Настолько просто выражать сложные идеи я тоже пока тоже не умею. И мне это очень нравится. Есть к чему стремиться и на кого равняться. 

Иногда книги мотивируют но не за счет элегантной простоты выражения мысли + глубины понимания автором своего предмета, а за счет конкретных содержательных супер-полезных-идей.  Все  книги, что я перечислил выше такие супер-идеи содержат. 


О ритуалах и инструментах

ЕСТЬ У МЕНЯ ИНСТРУМЕНТ, позволяющий любую деловую книгу прочитать за 20-30 минут, и извлечь из нее мысли с многократно более высоким КПД, чем при обычном способе чтения. Это совсем не про скорочтение (я освоил скорочтение - но как то у меня не пошло. С ростом скорости падает  КПД понимания и запоминания). Если чтение доставляет не только пользу, но еще и удовольствие, то прочитав за 20 минут - перечитываю еще раз, уже обычным способом.  

Суть этого инструмента такова. В типичной деловой книге всегда есть 3 элемента: 

основные мысли/концепции/модели, в форме схем, алгоритмов и принципов;
исследования/иллюстрации/примеры этих концепций; 
общие рассуждения автора "вокруг да около". 

Сначала я смотрю оглавление, пролистываю книгу, ищу только пп.1. Если не нахожу, закрываю книгу и дальше не смотрю. Если концепции совсем не заинтересовали - тоже дальше не смотрю. Если концепции заинтересовали, читаю только их - внимательно. Если все понятно, дальше не читаю. Если понятно не все, смотрю примеры/иллюстрации (пп.2).           Пп.3 пропускаю всегда (в 95% случаев это вода). Читаю общие рассуждения автора только если решил прочесть всю книгу. Такое случается редко, примерно 1 раз / 25-30 книг. В средне-хорошей деловой книге есть 1-2 модели и по 1-2 нормальному примеру/иллюстрации на модель. Время на такое чтение - 20-30 мин/книгу. Запоминание главных мыслей происходит легко, т.к мозг не перегружен лишним, и внимание не рассеивается (в отличии от традиционного чтения, где пирамидальный принцип структурирования информации "от главных мыслей к второстепенным / от общего к частному / от выводов к примерам и фактам" не соблюдается). 

Художественные книги, разумеется, читаю не так. Там важен не результат, а удовольствие от процесса, те самые вкусные частности.

ПРИВЫЧКА ЗАМЕДЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕСС (я так не делаю) - по мере чтения полемизировать и обдумывать. Я сначала загружаю всю информацию в голову за 20 мин. Затем всю ее вместе, целиком обдумываю. На этапе восприятия/загрузки критику приглушаю. На этапе обдумывания - включаю ее. Это не так сложно, как может показаться.

ПРИМЕРНО РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ я выбираюсь в Библио Глобус, провожу там часа полтора- два, смотрю главные мысли 10-15 книг, некоторые затем покупаю или скачиваю. Другой источник информации о книгах - отзывы людей которым я доверяю, сайты Альпины, МИФа,  топы Ozon и Amazon по интересующим меня тэгам. 

ЧИТАЮ В ХОДЕ РАБОЧЕГО ДНЯ, и ночью, и в выходные, и в пробках на дороге. Тогда, когда есть желание и хотя бы 20 мин времени. Расписания никакого нет. Просто есть стопка книг - дома, на работе, в машине, в смартфоне, в компьютере. Потянулась рука - читаю. Не потянулась - значит не хочу. 

МЫСЛИ И ИДЕИ из деловых книг фиксируются в памяти. Я могу довольно точно воспроизвести главные мысли практически любой деловой книги, которая была мне полезна (мой способ чтения за 20 мин. как раз под это "заточен"). И я ничего не вспомню о бесполезных книгах,  поскольку... я их уже очень давно не читаю. Иногда я пишу 1-2 страничные выжимки  книг. Но это не для себя, а для коллег и клиентов. На создание одного  резюме уходит примерно час-полтора.  

Если говорить о художественных книгах, я врядли воспроизведу главную мысль с такой же легкостью, как в случае с деловыми. Именно потому, что я их читаю обычным способом.


О выжимках и кратких версиях

В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ "фабричные" выжимки  написаны не лучшим образом. Важное - упущено, а неважное - включено. Структура хромает.  Если бы все выжимки были написаны хорошо, я бы возможно читал их, а не полные книги (я о деловой литературе, разумеется).  На чтение чужой выжимки нужно примерно 7 -10 мин, а я трачу 20мин. на полную книгу. Но в то же время, КПД моего способа многократно выше. По сути, я сам в своей голове делаю выжимку в процессе чтения. Активное обучение (разобрать, структурировать, пересобрать заново), а не пассивное восприятие.


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Я бы не стал навязывать будущим поколениям какие-то литературные образцы. Это ведь уникальная возможность - построить культуру заново, и по - другому. Пусть "колонисты нового мира" имеют знания и... свободу того, как ими распорядиться. Пусть напишут свои шедевры. Создадут свою культуру, непохожую на нашу. Так будет гораздо интереснее. 

Вместо книг - культурных образцов, я бы снабдил людей новой цивилизации самыми лучшими справочниками/учебниками по всем основным темам - по физике, математике, химии, медицине, биологии, искусствоведению, логике,  управлению, истории, праву, философии  и др и пр. Один из учебников был бы вероятно про то, как писать нон-фикшн, художественную прозу, стихи  итп. Но это именно учебник с локальными примерами жанров, а не полноценные ориентиры - даже такие гениальные, как Евгений Онегин.


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?

Это зависит от условий будущего, в которое вы меня отправите :)  

Если предположить например полный отрыв от цивилизации на необитаемом острове - я взял бы справочники/учебники по медицине, ремеслам, сельскому хозяйству. Если предположить космическое путешествие и основание технологичной колонии - три учебника, в зависимости от того, что возьмут другие (чтобы в совокупности колония была обеспечена нужным знанием). 

Одним словом, я бы заботился во-первых о выживании и во-вторых о всестороннем развитии жизни себя и других в конкретных условиях, а не об эстетическом удовольствии от чтения.


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

Прямо сейчас - перечитываю Секреты фасилитации Майкла Вилкинсона, т.к. пишу книгу на эту тему. Триггеры Маршала Годсмитта - читаю для саморазвития. Психологию критического мышления Дианы Халперн - только начал читать, т.к. меня профессионально интересует тема метанавыков, в первую очередь когнитивных. Из художественного сейчас - перечитываю Уловку 22 Джозефа Хеллера // ВБ: беседа проходила в июле//


О будущем книг и чтения

ДОЛЯ КНИГ, которые на самом деле заслуживают прочтения (с моей точки зрения) - невелика.  Было бы хорошо, чтобы эта доля была выше. Но это вряд ли возможно. Особенно в нынешнее время, когда высокая концентрация мысли или смысла при недостатке картинок и сторителлинга - путь к плохим продажам книги. Мир стремится  в Инстаграмм,  и это объективный процесс.

БУМАЖНАЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ? За всех людей прогноз о будущем чтения сделать не возьмусь. А вот лично мне все равно бумажная она будет или электронная. Главное, чтобы книга заслуживала прочтения.


И напоследок...

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотел бы получить ответ, то вот как бы он звучал - что именно должно быть результатом исполнения мной конкретной миссии, которую бог хочет, чтобы я исполнил в этой жизни?

Вопрос подразумевает, что если бога не существует, или он есть, но у него для меня нет никакой миссии, я это точно пойму из ответа. На всякий случай - я агностик.



Комментариев нет:

Отправить комментарий