среда, 7 августа 2013 г.

Драйв. Или три истории о том, что действительно мотивирует


Книга о мотивации. Что примечательно - о мотивации, стимулируемой нашей третьей побудительной силой (тут я сохранил оригинальную формулировку автора книги) - нашей врожденной потребностью управлять собственной жизнью, учиться и создавать что-то новое, а также лучше относиться к себе и окружающему нас миру. Это не очередное описание чьего-то прозрения, а книга о том что нас действительно мотивирует. 

Речь о книг Дэниел Пинк, Драйв. Что на самом деле нас мотивирует





Да, книга весьма спорна, если рассматривать ее с позиции отечественных реалий. Да, книга весьма провокационна и для реалий не наших. Однако она стоит того, чтобы ее внимательно и вдумчиво прочитать. Хотя бы потому, чтобы поискать ответы на вопрос - что же меня самого мотивирует на самом деле? Ответов там не будет. Однако будут заданы новые вопросы ;) 

Именно поэтому, сегодняшний обзор я хочу сделать несколько иначе. Обзор в формате историй. Историй, которые есть попытка ответить на вопрос о том, что же действительно меня мотивирует. Хотя понятно, что ответов не будет ;)


История первая. Автономия

В жизни я с самого детства стремлюсь к независимости. В бизнесе это стремление тоже достаточно сильное, хотя я всегда стараюсь держать в голове мысль - независимость это хорошо, а сотрудничество еще лучше :)

Начав свой путь в бизнесе с ...системного администратора (в конце прошлого века я неплохо разбирался в компьютерах и, чуть хуже, в сетях), немного поработав графическим дизайнером, я завершил этот отрезок своего карьерного пути ... пробуя себя в качестве программиста. 
Далее случилась забавная история - я случайно продал свою книгу по программированию и этот процесс так увлек меня, что я полностью переключился на работу с людьми. Причем работа в продажах всегда была для меня привлекательна по двум причинам - зависимость результата от моих усилий и работа с людьми. Да, уже позже пришло осознание что от продавца зависит лишь часть усилий в продажах, и многое зависит от процессов выстроенных в компании. Однако об этом часто забываешь, особенно когда работаешь на стыке маркетинга и продаж, а вся компания просто-таки рвется в бой за клиента.

Уйдя в проектную форму взаимодействия с компаниями (или портфельную карьеру, если вам близки идеи Чарльза Хэнди), я со временем все в большей степени переключался на взаимодействие с конкретными людьми. И вот сейчас все это взаимодействие начинает вырастать во что-то большее...

Если оглянуться на этот путь, то мне всегда была важна автономиия, “особенно в четырех важнейших аспектах деятельности: что люди делают, когда они это делают,как они это делают и с кем они это делают” В разное время было по разному. Однако чем дальше я продвигаюсь, тем мне важнее все четыре этих аспекта.

История вторая. Мастерство

Профессиональный любитель - такая фраза есть в названии одного из моих блогов. Казалось бы - причем тут мастерство? Однако, если понимать под мастерством путь от контроля и подчинения к автономии и увлеченности - то это и есть мое определение мастерства, Если быть точным, то это определение Пинка, с которым я полностью согласен :)

Мне интересны разные (но далеко не все) направления бизнеса и я периодически пробую себя в этих направлениях, образуя, как говорил Стив Джобс, точки опыта, которые впоследствии соединяю. Хотя так было и не всегда, однако сейчас я всегда увлечен и работаю в потоке. Какие-то направления я бросаю, потому как понимаю что иду совершенно не туда и делаю совершенно не то. Однако, большую часть довожу до результата, и уже далее принимаю решения о дальнейших шагах - закрывать или развивать.

В книге “Драйв”, который собственно и посвящен этот обзор, есть замечательная фраза о том, что мастерство - это образ мышления. В summap, приведенной в конце этого обзора, вы можете найти длинную цитату, которая к тому же подкреплена мощной исследовательской базой. Тут я лишь замечу, что жизнь это, большей частью, большая игра. И важно иметь правильный образ мышления (я сейчас не о позитивном мышлении, а о том типе мышления который помогает лично вам), делать постоянные усилия по повышению своего мастерства в этой игре, однако помнить что мастерство - это асимптота...

История третья. Целеустремленность

Когда то я уже писал о своем понимании и роли целей и намерения. В книге речь идет о практически о том же, хотя и чуть иначе - "целеустремленность обеспечивает необходимый контекст для автономии и мастерства". Согласен, что получение максимально прибыли - не может быть главной целью бизнеса. Для меня еще важны такие моменты как - изменение и улучшение. Я на замахиваюсь на глобальность. Я всегда начинаю с себя и, надеюсь, что это разнесется дальше, как круги по по воде. И будет полезно кому-то еще, из тех кто рядом и из тех кто далеко. А далее уже они запустят свои круги на воде...


Вот такие получились истории! Надеюсь, было интересно. 
Буду признателен за обратную связь, и за рассказ ваших историй :)

Завершить же обзор хочу большой цитатой из книги, в которой автор, Дэниель Пинк, емко описывает суть своей книги:

“Кнуты и пряники — прошлый век. В книге говорится, что для успешной работы в XXI веке нам нужен апгрейд и такие опции,как автономия, мастерство и целеустремленность.

Что касается мотивации, существует разрыв между накопленными научными знаниями и повседневной деловой практикой. Наша нынешняя операционная система бизнеса, построенная на основе внешних стимулов — кнута и пряника, утратила свою эффективность и все чаще не приносит ничего, кроме вреда. Нам нужно ее обновить. И наука подсказывает нам, как это сделать. Этот новый подход содержит три важнейших элемента: 1) автономия — желание управлять собственной жизнью; 2) мастерство — потребность становиться все лучше и лучше в каком-то важном деле; 3) целеустремленность — страстное желание делать то, что мы делаем, ради чего-то большего, чем наше индивидуальное существование”


Приятного и вдумчивого чтения!



ps : Особенностью отдельных обзоров книг, что я делаю в рамках этого проекта, является краткое изложение книги в виде интеллект карты - summap. Это производное от слов summary и mindmap



посмотреть и скачать summap в высоком разрешении  

pps : Данный обзор был опубликован в 5м номере журнала "Жить Интересно" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий