четверг, 8 августа 2013 г.

как читать книги и писать хорошо о понимании


Недавно я говорил о книге, запустившей цепь событий, которые привели к старту проекта "Книги для бизнеса". А сегодня хочу поговорить о книгах, которые служат основой для успешного развития этого проекта.




Часть первая. Как читать книги.

Читатели моего блога, часто обращаются ко мне с вопросами о рекомендации книги под ту или иную задачу. Отправляя им свои рекомендации, я обязательно добавляю в конце текста пожелание “интересного и вдумчивого чтения”. Если подумать, то интерес читателя зависит в большей степени от мастерства писателя. А вот с вдумчивым чтением все обстоит несколько иначе

Что есть вдумчивое чтение? Как я читаю книги? По каким признакам определяю, что читаю вдумчиво? Чтению и книгам я обязан многим в своей жизни. Однако, вспоминая свой прошлый опыт чтения я вижу что практически весь он был посвящен чтению ради удовольствия и ради информации. И лишь малую часть книг я читал ради обучения.

Все эти виды чтения я выдумал не сам, а включил в свою систему работы с информацией, после прочтения книги Мортимера Адлера “Как читать книги”. Эта книга в корне изменила мой подход к чтению, сделав его …очень тяжелым. Очень надеюсь, что лишь на начальном этапе. Основная тяжесть связана с тем, что сейчас я прорабатываю книги используя правила из “Как читать книги”, одновременно формируя новую привычку к чтению.


В основе книги Мортимера Адлера лежит идея использования [в идеале - одновременного] трех различных способов чтения книг в зависимости от вида чтения. Если говорить о видах чтения, то разделение тут следующее: чтение ради развлечения, чтении ради познания. Последнее, в свою очередь, делиться на чтение ради информации и ради понимания. В книге рассматривается лишь один аспект – чтение ради понимания. Все остальные – лишь упоминаются. Самый важный момент - существуют группы правил, которые соответствую различным способам чтения книги.

Отдельно отмечу критерии, предлагаемые автором для понимания того, читаю ли я правильно и эффективно - усталость и видимый результат интеллектуальной деятельности. Именно поэтому я постоянно подстраиваю свой режим дня отдавая лучшие часы чтению. И процесс работы над книгой в обязательном порядке сопровождаю [как минимум] стикерами, ручкой и блокнотом

Эту книгу нельзя прочитать. К ней возвращаешься постоянно. И на момент очередного прочтения понимаешь, что уже стал читать и лучше и по другому.

Завершить эту часть я хочу цитатой, которая четко обозначает аудиторию книги и показывает наилучший способ освоения правил чтения

...это книга для читателей, которые не умеют читать. Умение читать очень похоже на любое другое искусство или мастерство. Необходимо выучить и применять определенные правила. Нужные привычки и навыки приобретаются исключительно на практике. Непреодолимых сложностей нет, требуется лишь желание учиться и должное терпение. Конечно, дело мастера боится, но в искусстве чтения, как и в любом другом, требуется гораздо больше практики, чем кажется изначально...


Часть вторая. Как писать хорошо о понимании

Писатели любят делиться с читателями секретами своего мастерства. Я начал проявлять интерес к этим книгам немногим менее 10 лет назад. В разное время это были разные книги, среди которых я бы выделил три: “Письма молодому романисту” от Марио Варгас Льоса, “Учись видеть” от Марины Москвиной и “Как писать книги” от Стивена Кинга. Много интересного почерпнул, увы так и не прочитав их книги до конца, у Яна Парандовского и Игоря Гетьманского, у Айн Ренд и Синди Шелдона, у Джека Лондона и Моэма Сомерсета, у Михаила Веллера и Сергея Довлатова.
Отчасти, этот факт связан с тем, что при чтении меня всегда не покидало ощущение, что эти прекрасные книги весьма избыточны для моих задач. Они полны интересных историй, однако мне не всегда удавалось увидеть полностью структуру рекомендаций, превратить ее в алгоритмы и использовать ее для своих задач.

Первой книгой, которая начала отвечать на мои вопросы и, одновременно, начала вызывать новые, была “Фрирайтинг» (ныне она переиздана подназванием «Гениальность на заказ»). Позднее мне встретились еще несколько великолепных книг о написании нехудожественных текстов, однако из которых, с недавних пор, стала настольной. Речь о книге "Как писать хорошо", Уильяма Зинсера - книге советов и откровений, понятная и внятная книга.


В первых двух частях книги изложены шесть принципов (взаимодействие, простота, мусор, стиль, аудитория, слова) и множество методов (единство, зачин, концовка, части речи, знаки пунктуации и еще много разных полезностей) писательского мастерства. А в завершающей главе речь идет об отношении к процессу творчества (звук вашего голоса, тирания конечного продукта, писательские решения и еще много интересного).

Первые две и последняя части книги, обрамляют собой самую суть книги - семь мастер-классов о том как писать, выражаясь словами автора, о мире в котором мы живем :
-о людях
-о местах
-о себе
-о науке и технике
-о бизнесе
-о спорте
-об искусстве
Фразу мастер-класс я употребил не случайно. В книге содержится множество разборов текстов. Порой даже дословных (!) И все это сделано исключительно для того, чтобы показать как можно сделать текст и лучше и интереснее.

Отмечу, что чтение книги, благодаря работе переводчика - это по сути еще один мастер-класс о том как хорошо писать нехудожественные тексты.

А в завершении второй части приведу цитату, в которой автор очень точно определяет хорошего писателя

...мое любимое определение хорошего писателя принадлежит Джо Димаджо, хотя сам он не знал, кого определяет. Димаджо был лучшим из всех известных мне бейсболистов, и никто не выглядел на поле таким спокойным. Однажды некий репортер спросил, как ему удается играть так качественно и притом стабильно, и Джо ответил: “Мне всегда кажется, что на трибунах сидит по крайней мере один человек, который никогда раньше не видел моей игры, и я не хочу его разочаровать”...


Заключение

Обе книги написаны в стиле беседы с очень интересным и приятным собеседником. Обе книги располагают к многочисленным повторным прочтениям с целью более глубокого понимания. Обе книги постоянно обогащают мой словарный запас и расширяют границы моего понимания. Обе книги заставляют думать и очень мягко [но настойчиво] подталкивают к действиям.

Интересного и вдумчивого чтения!

PS Проект "Книги для бизнеса" продолжает свое развитие, и сегодняшний обзор перекидывает мостик к следующему знаковому для проекта обзору - о книгах, положенных в основу "Книги для бизнеса. Дискуссионный клуб". Однако, этот обзор еще только в планах, а вот дискуссионный клуб уже открыл свои двери. Присоединяйтесь!


данный обзор был опубликован в журнале "Жить Интересно"

Комментариев нет:

Отправить комментарий